27 февраля 2007
2815

Российскому бизнесу пока не слишком доверяют в мире

Доверие к России в мире остается на одном из самых низких уровней в сравнении с другими странами, а существующие механизмы и методы его формирования не соответствуют ожиданиям зарубежных стран и не являются эффективными. К такому выводу пришли специалисты международной компании Edelman, осуществив очередное масштабное исследование - Trust Barometer.

Во вторник, 27 февраля, в Госдуме прошел круглый стол "Доверие к России: оценка в системе мировых координат", в ходе которого состоялась презентация глобального исследования международной компании Edelman "Траст-Барометр-2007" (Trust Barometer). Исследование проводится на протяжении семи лет, в этом году впервые в него была включена Россия. Основная цель исследования - определение уровня доверия к различным общественным институтам, таким как государство, бизнес, СМИ, неправительственным организациям, религиозные учреждения. В последнее исследование было включено 18 стран мира, в том числе США, государства ЕС, Япония, Бразилия, Китай и др. Респондентами опроса стали экономически и социально активные люди в возрасте от 35 до 64 лет.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились организаторы заседания. Так, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Владимир Мединский заявил, что подобное исследование крайне интересно с точки зрения формирования объективной самооценки власти, общества и бизнеса; оно, по образному выражению В.Мединского, является "зеркалом, которое показывает, действительно ли мы выглядим в глазах мировой общественности так, как нам это кажется". Президент коммуникационного агентства Imageland PR Вероника Моисеева подчеркнула, что в современном мире вопрос доверия между государством и обществом, бизнесом и потребителями стал ключевым. Исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко добавил, что в настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос позиционирования российского бизнеса за рубежом, причем негативное отношение к стране зачастую переносится и на предприятия. В последнее время, по его словам, российское правительство уделяет значительное внимание вопросу повышения имиджа РФ: к шагам властей в этом направлении он отнес, в частности, работу МЭРТ по подготовке концепции продвижения национальных и региональных брендов российских товаров и услуг на мировом рынке. Таким образом, доверие является важным рыночным активом современного бизнеса.

С презентацией исследования "Траст-Барометр" выступил президент и главный исполнительный директор Edelman Дэвид Брейн. Он считает, что "доверие - это невидимый клей, связывающий предприятия с их клиентами", и компании, обладающие большим доверием среди партнеров и клиентов, являются более успешными.

Исследование показало, что уровень доверия к российским компаниям ниже, чем к большинству других международных корпораций. Так, к транснациональным корпорациям, штаб-квартиры которых находятся в России, только 18% и 44% респондентов из развитых и развивающихся стран соответственно выказали свое доверие (для сравнения: Германии доверяют 68% и 79% участников опроса соответственно).

Для самих россиян наибольшим доверием обладает бизнес (39% российских респондентов), что является тенденцией для государств с развивающейся экономикой (например, средний показатель для развивающихся стран - 60%, для развитых - 47%). В развитых странах ситуация иная: здесь большее доверие вызывают негосударственные общественные организации (в странах ЕС - 50% респондентов, в Северной Америке - 57%). Россия же демонстрирует самый низкий уровень доверия к неправительственным организациям (27%). И, наконец, общая тенденция для всех государств - низкий уровень доверия к государству как общественному институту, а также постепенное снижение доверия к СМИ (Россия - 32%, ЕС - 35%, Северная Америка - 38%).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что российские компании используют так называемый "вертикальный" механизм формирования доверия: через СМИ, официальные сообщения руководства корпораций. Данные инструменты недостаточно эффективны, отметил Д.Брейн, и их значение постепенно снижается не только в России, но и во всем мире. В современных условиях на уровень доверия к коммерческим, общественным и государственным организациям влияет развитие "горизонтальных коммуникаций", получение информации от источника, который воспринимается как "равный", что подразумевает общность интересов.

Д.Брейн отметил, что доверие к компании формируется за счет двух составляющих: рациональной (качество продукции и услуг, справедливая цена, внимательное отношение к потребностям клиента) и эмоциональной (социально ответственная деятельность, отношения между сотрудниками). При этом, подчеркнул он, социальная ответственность для развитых странах важнее, чем корпоративный бренд или финансовые показатели. Более того, в Европе и Америке при оценке компании приоритет будет отдаваться ее репутации, в то время как для России на первом месте стоит качество продукции.

Цена потери доверия очень велика, добавил Д.Брейн: "Товары такой компании откажутся покупать, ей не будут предоставлять инвестиции, люди не захотят работать в ней".

Основные выводы исследования таковы. Формирование доверия требует стратегического подхода: необходимо начинать с местного уровня и двигаться к мировому. Чтобы пользоваться доверием, "компания должна быть Great, Green and Good to Employees" (мощной и влиятельной, заботиться об экологии и внимательно относиться к служащим).

ИА "Альянс Медиа"

allmedia.ru

27.02.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован