05 мая 2006
3409

Росздравнадзор намекнул Брынцалову

Призывать фармацевтическую компанию "Ферейн" к ребрендингу, похоже, стали даже чиновники

В четверг "Российская газета", официальное издание правительства России, опубликовала интервью с Рамилом Хабриевым, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). В числе прочих г-н Хабриев поднял и такой вопрос, как ценность хорошей репутации в фармацевтическом бизнесе. Размышляя об этом, глава Росздравнадзора упомянул некую отлично оснащенную российскую фармацевтическую компанию, которая имеет проблемы по продвижению своей продукции на рынок исключительно из-за имиджа ее владельца среди потребителей. И хотя г-н Хабриев не уточнил названия этого производителя, за словами чиновника однозначно угадывается компания Владимира Брынцалова "Ферейн".

"Вообще репутация для производителя лекарств крайне важна. Возьмем очень известную российскую фармфирму, чье название у всех на слуху, - говорит главный фармацевт страны в интервью главной правительственной газете. - Я могу объективно сказать, это одно из самых современных производств в стране. Квалификация специалистов, работающих там, очень высока, оборудование уникальное, в общем, все, казалось бы, нормально. Но имидж владельца компании таков, что у пациентов его продукция не востребована, нет к ней доверия. Ярлык наклеен и так прилип, что сейчас, что бы он ни делал, сложившийся стереотип сломать не может".

Разночтения здесь практически невозможны. В России всего один по-настоящему известный потребителям фармацевтический магнат - это президент ЗАО "Брынцалов А" Владимир Брынцалов. Предприниматель хорошо знаком широкой публике по одноименной водке эконом-класса и участию в президентских выборах 1996 г. Публичный имидж у него как раз такой, как его охарактеризовал г-н Хабриев, и "заложен" он целым рядом негативных сообщений в прессе несколько лет назад. В частности, имя г-на Брынцалова фигурировало в скандалах в связи с фальсификацией инсулина, производством настойки боярышника как заменителя водки для алкоголиков, выпуском препарата "Нош-бра", упаковка которого, по мнению Роспатента, оказалась сходна до степени смешения с упаковкой венгерского препарата "Но-шпа". А последние несколько месяцев Владимира Брынцалова подозревали в том, что с помощью своего племянника в Совете Федерации он пролоббировал выход приказа Минздравсоцразвития, в соответствии с которым льготные рецепты врачи должны выписывать не по торговым, а по международным непатентованным названиям (что выравнивает шансы той же "Нош-бры" и "Но-Шпы").

С другой стороны, "Ферейн" с годовой выручкой около 100 млн долл. соответствует и первой части описания, данного г-ном Хабриевым. "Ферейн" действительно была одной из первых компаний в России, занявшихся переходом на международный стандарт фармацевтического качества GMP (Good Manufacturing Practice), и сегодня является одним из самых современных отечественных производств. В той части, где глава Росздравнадзора говорил об этом, в ЗАО "Брынцалов А" легко согласились узнать себя. Директор "Ферейн" по работе со СМИ Надежда Гриценко в красках рассказала корреспонденту RBC daily о том, что даже японцы, увидев в гостинице по каналу ТВЦ рекламные ролики о работе предприятия, были поражены, попросили провести для них экскурсию, и, осмотрев производство при личном визите, остались еще больше впечатлены увиденным.

Однако с той частью высказывания г-на Хабриева, где он говорил о неоднозначном имидже владельца компании, г-жа Гриценко склонна согласиться лишь частично. По ее словам, это личное мнение чиновника и в значительной мере преувеличенное. Как сообщила корреспонденту RBC daily г-жа Гриценко, предприятие несколько лет назад стало жертвой кампании по дискредитации со стороны западных конкурентов в связи с тем, что "Ферейн" проводит политику по замещению импортной продукции препаратами российского производства. "Мы располагаем копиями плана этой PR-кампании", - добавила г-жа Гриценко. Собеседница RBC daily предложила трактовать слова высокопоставленного чиновника в том смысле, что "Ферейн" мог бы обеспечить всю страну качественными лекарственными препаратами, если бы ему не мешали конкуренты и поддержало государство.

Кстати, под западными конкурентами в "Ферейне", скорее всего, подразумевают датскую компанию "Ново Нордиск". По крайне мере, на официальном сайте ЗАО "Брынцалов А" есть раздел, в котором описывается, как в свое время западные фирмы в несколько раз взвинтили цены на инсулин и с тех пор препятствуют выпуску дешевого отечественного. "Ново Нордиск", как отмечается на этом сайте, была одной из тех компаний, которые создавали препятствия для получения предприятием Владимира Брынцалова сертификата GMP.

На вопрос о возможности ребрендинга, к которому нередко прибегают компании, чья репутация (стараниями конкурентов или в силу объективных причин) мешает дальнейшему развитию бизнеса, директор по работе со СМИ компании "Ферейн" ответила, что пока компания делать этого не планирует. Как считают опрошенные RBC daily эксперты и участники рынка, напрасно. Например, руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов сказал RBC daily, что позиции "Ферейн" в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и на госпитальном рынке достаточно сильны. А вот потенциал компании на розничном аптечном рынке реализован недостаточно, "Ферейн" слабо работает непосредственно с потребителями. По мнению собеседника RBC daily, если "Ферейн" позаботится о том, чтобы поднять лояльность потребителей к своему бренду, на розничном рынке перед компанией откроются впечатляющие перспективы.

Впрочем, для этого, отметил г-н Мелик-Гусейнов, компании придется прибегнуть к ребрендингу. Эксперт привел в качестве положительного примера опыт компаний "Акрихин" и "Нижфарм", которые вовремя занялись профессиональным репутационным и бренд-менеджментом. Эту же точку зрения разделяет и Мария Денисова, генеральный директор компании RMBC. Как сказала г-жа Денисова корреспонденту RBC daily, потребителю бренд "Ферейн" известен преимущественно по дешевым спиртовым настойкам и медицинскому спирту, это мешает воспринимать компанию как серьезную. "Между тем фабрика "Ферейн" существовала еще до революции, уже в этом можно было бы почерпнуть вдохновение для информационной кампании", - размышляет руководитель RMBC. Конкуренты г-на Брынцалова дипломатично не комментируют имидж г-на Брынцалова и нужен ли его компании ребрендинг. "Если мы скажем, что не нужен, упрекнут в лукавстве. А если скажем, что нужен, то Брынцалов обидится", - сказали в одной из крупнейших отечественных фармкомпаний. Впрочем, возможно г-н Брынцалов и не обидится. Последние 2-3 года его фармкомпания и так делает акцент на марку "Ферейн", отодвигая имя президента на второй план.



05.05.2006
www.rbcdaily.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован