Геополитическая борьба по сути своей есть война – горячая или холодная, тайная или открытая, ограниченная или глобальная [1]
С. Переслегин, Е. Переслегина
Сегодня крайне актуальны
и востребованы профессиональные
и фактически обоснованные прогнозы геополитического характера[2]
Председатель Госдумы ФС РФ - Нарышкин С.Е.
Традиционной группой факторов, влияющей на формирование того или иного сценария МО, является группа, в которой представлены ведущие государства – субъекты МО, а также ЛЧЦ. Изначально важно определить место этой группы факторов среди других групп и мировых тенденций. В данной работе считается, как уже говорилось выше, что к основным участникам и акторам, формирующим международную обстановку (МО) в XXI веке, можно отнести (в порядке приоритетности) следующие четыре основные группы, внутри которых отчетливо просматриваются некоторые относительно самостоятельные подгруппы факторов. В настоящей работе эта структура МО представлена для наглядности в форме «Мальтийского креста», где собственно традиционные субъекты, формирующие МО, – государства и ЛЧЦ – являются одной из четырех групп. Для иллюстрации этого положения целесообразно еще раз отобразить эту мысль на рисунке.
Как видно из рисунка, эта наиболее известная и традиционная группа, к которой сегодня формально можно отнести более 200 государств – членов ООН, около 10 ведущих ЛЧЦ и сотни наций, претендующих на субъектность в МО, а также их коалиции и союзы достаточно точно определена (хотя и отнюдь не статична): мы знаем количество и основные характеристики ЛЧЦ, численность государств и существующие коалиции и союзы.
Вместе с тем в XXI веке мы можем констатировать известную динамику в развитии этих факторов как в количественном, так и в качественном отношении, которую необходимо тщательно отслеживать и прогнозировать. Так, принципиально важное значение, если говорить о качественных характеристиках ЛЧЦ, имеют такие их критерии, как:
– темпы развития ВВП;
– демографические изменения;
– уровень науки, образования и наукоемкости экономики;
– экспортно-импортные и логистические возможности;
– военная мощь и т.д.
Эти же характеристики имеют значение и при анализе государств и наций, их перспектив особенно если речь идет о государствах –лидерах ЛЧЦ или региональных лидерах. Так, во втором десятилетии XXI века эти наблюдения важны не только по отношению к США, КНР, России, Бразилии и Индии, но и Мексике, Индонезии, Вьетнаму, Филиппинам и целому ряду других стран.
Особенно важное значение имеет анализ и прогноз возможного развития союзов и коалиций, прежде всего, объединенных вокруг лидера той или иной ЛЧЦ. В 2015–5016 годах, например, стало ясно, что США формировано формируют такую коалицию, не только развивая двусторонние связи, но и создавая два новых союза – Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерства. Целесообразно в этой связи рассмотреть некоторые особенности развития этих трех подгрупп факторов подробнее.
[1] Переслегин С., Переслегина Е. Дикие карты будущего, или «Сталинград» (фрагмент). – С. 23.
[2] Нарышкин С.Е. Вступительное слово // Подберезкин А.И., Мунтян М.А., Харкевич М.В. Долгосрочное прогнозирование сценариев развития военно-политической обстановки: аналит. доклад. – М.: МГИМО (У), 2014. – С. 3.