09 марта 2007
2856

Руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин: Интернет спасет от взяток


Россия превращается в информационное общество. Многие жители больших городов не только тратят деньги, пользуясь Интернетом, но и зарабатывают их в глобальной паутине. Однако мало кто из них может представить себе, что уже скоро можно будет пользоваться государственными услугами и при этом проконтролировать работу чиновников при помощи Интернета. О том, как получить любую справку или занять очередь в паспортный стол, не отходя от компьютера, "Росбалту" рассказал руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин.
- В чем суть "электронного государства"?

- Население платит налоги, и хочет оценить деятельность правительственных органов и структур через качество и количество предоставляемых ему услуг. Подход нормальный, здравый. Если ведомство никому никаких услуг не оказывает, то встает вопрос о целесообразности его существования.

При этом со стороны населения главным критерием является качество услуг, а со стороны государства - это экономическая эффективность, борьба с коррупцией, прозрачность работы госорганов, устранение параллелизма в работе чиновников. А также общественная и международная значимость и конкретное движение по созданию информационного общества.

- Что в данном случае значит качество услуг?

- Сейчас нет четкого определения и стандарта, однако всем понятно, что услуга должна быть юридически значимой, полученной по принципу "одного окна" и как можно менее затратной. Причем к затратам в этом случае относятся и взятки чиновникам, и наем специалистов, транспортные расходы, зачастую необходимые для проезда в столицу или районный центр, компенсация за отгулы, которые берутся на работе, и, наконец, моральные издержки. При этом важна и простота получения копии любой справки, и возможность ее предоставления как в бумажном, так и электронном виде.

- Что необходимо сделать, чтобы создаваемая вами система соответствовала всем этим требованиям?

- Если Россия пойдет по пути, когда каждое ведомство, оказывающее услуги, будет создавать для себя отдельные системы, обеспечивающие их выполнение на всей территории страны, то на это не хватит никаких денег, в том числе и Стабилизационного фонда. Поэтому необходимо создать единую инфраструктуру, что позволит сэкономить деньги налогоплательщиков и обеспечить дистанционность оказания услуг.

Количество только федеральных услуг - 3 903. Но еще есть региональные и муниципальные, с которыми к этой цифре прибавится неизвестное число нулей. Поэтому количество этих услуг заставляет создавать достаточно сложные информационные и технологические процессы.

- То есть получить справку или проконтролировать работу чиновника можно будет прямо из дома?

- Да, вы получаете через Интернет ту информацию, которая вас интересует, вплоть до наличия и вида лицензии магазина, находящегося под окнами. Или справку, которая вам необходима. Звучит фантастически, но на сегодняшний день это реально и по деньгам, и по технологиям. Сейчас уже создано порядка 70% необходимых для этого инженерно-технических решений.

- Это существенно облегчило бы жизнь...

- Помимо этого исключаются контакты с чиновниками, а значит, и взятки давать будет некому. Кроме того, ускоряется процесс получения услуги и сокращается отрыв граждан от основных видов деятельности. И главное - повышается ответственность чиновников за выполняемую ими работу: как в рамках создающего сейчас "электронного государства" все действия протоколируются и архивируются, а значит, весь процесс предоставления чиновником услуги можно будет "прокрутить назад" и увидеть, на основании каких фактов и по чьей вине вкралась ошибка. Эта аргументированность действительно нужна населению, чтобы понять, что от тебя не отмахнулись или не подсунули "липу". Это одна из основных задач "электронного государства".

- Как же будет храниться такой объем информации?

- Проблема хранения очень актуальна. Сейчас нас выручает то, что информация хранится и в электронном, и в бумажном виде. Поэтому когда рушится база данных, то она восстанавливается за счет бумажных источников. Может быть, не всегда полностью, но на это обычно закрываются глаза, и такие моменты не афишируют. Но это уже "каменный век" и исключительно затратное решение.

Государственный информационный ресурс, особенно тот, который включает персональные данные, должен оберегаться как национальное достояние. Вы только представьте, что пропадет информация о вашем накопительном счете, о ваших льготах или собственности? Хранение этой информации должно обеспечиваться самым достойнейшим образом. Причем требуется долгосрочное хранение.

- Как различные ведомства защищают информацию сегодня?

- Редкие организации сегодня используют резервирование информации и отказоустйчивые системы. И тем более, ее хранение в катастрофоустойчивых объектах. Например, в подземных, фортификационных сооружениях, территориально-распределенных системах (на случай наводнения, землетрясения или падения метеорита). Одному ведомству, в большинстве случаев, это просто не под силу, но если сделать государственный депозитарий хранения информации, то стоимость бита ее хранения будет дешевле, чем на персональном компьютере.

- А как насчет утечек? На "Горбушке" до сих пор продаются ворованные банковские базы...

- При правильном хранении информации такая проблема перестанет существовать. При четкой проработанности и прозрачности вопросов организации регламентированного доступа, регистрации и архивирования всех действий операторов и регулярном независимом аудите утечки будут практически исключены. Если какой-либо администратор будет иметь права для доступа, то его действия будут протоколироваться и анализироваться в реальном времени.

- Опишите вкратце принцип работы общей инфраструктуры "электронного государства".

- Принцип работы общей информационно-технологической инфраструктуры "электронного государства" можно вкратце описать как работу некоторой доверенной третьей стороны (ДТС), обеспечивающей функцию посредника между структурами, предоставляющими услуги, и населением. С гарантией того, что сообщения своевременно и точно передаются получателю в юридически значимом виде с обеспечением принципа неотказуемости, а все транзакции осуществляются в штатном режиме. Причем в случае разногласий всегда можно будет восстановить ход событий.

- Старые системы различных ведомств теперь придется переписывать?

- Действительно, теперь встает другой вопрос: что делать со "старыми" ныне действующими и унаследованными информационными системами? Они, как правило, вырастали "снизу" из бухгалтерии, кадров. Становились больше, развиваясь на основе различных решений, принимаемых разными разработчиками. В итоге они могут выполнять функции какого-нибудь конкретного ведомства, однако совершенно несовместимы друг с другом. Нам придется теперь их согласовать друг с другом, так как если мы начнем их ломать, подгоняя под новые стандарты, это обойдется в очень и очень "круглую" сумму. Революционный путь исключительно дорогой. Обеспечение взаимодействия унаследованных систем должна обеспечить ДТС. Без взаимодействия информационных систем невозможно грамотно реализовать принцип "одного окна".

- Через какое время станет реально получить от чиновника справку или ответ на вопрос, сидя дома перед компьютером?

- В соответствии с программой, это должно быть в 2010 г., однако, я думаю, что ряд услуг мы сможем оказывать уже в следующем году. Проблема в том, что технологическая задача будет решена гораздо быстрее, чем нормативно-правовая. При этом не стоит забывать и о том, что сам пользователь должен быть готов пользоваться такими услугами.

Беседовал Артем Мазюк

Справка:
"Электронная Россия" - Федеральная целевая программа, рассчитанная на 2002 - 2010 гг. Цель программы - создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей. В августе 2006 г. программа была скорректирована Постановлением Правительства РФ с формулировкой конкретных задач по созданию "электронного государства". На ее реализацию будет потрачено 77179,1 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета - 39383 млн руб.
Информационное агентство "Росбалт"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован