"Ответственность авиакомпаний за задержку и отмену рейсов"
Ведущая: Елена Щедрунова
Ведущая Елена ШЕДРУНОВА: Наш сегодняшний гость - руководитель федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин. Говорить мы будем о воздушных перевозках, прежде всего пассажирских. Хотя транспортные перевозки тоже находятся в вашем ведении. Есть две новости для пассажиров. Одна их них хорошая, другая - плохая. Хорошая - то, что ужесточаются требования к перевозчикам с тем, чтобы они соблюдали права пассажиров. С другой стороны, вы предрекли возможное повышение цен на авиабилеты весной будущего года минимум на 20%.
БАЧУРИН: Давайте начнем с хорошей новости. С 10 октября пассажиры получили новую защиту в своих правах. Теперь при задержках вылетов рейсов их права будут отстаиваться законом, федеральными авиационными правилами и, соответственно, авиаперевозчики должны будут предоставить целый комплекс услуг, которые раньше они тоже предоставляли, но это было не обязательно. В частности, в случае задержки более двух часов пассажиру должны предоставить прохладительные напитки, 4 часа и более - горячее питание. Если задержка 8 часов и более или в ночное время - это гостиница и, соответственно, авиакомпания должна предоставить трансфер, отвезти и привезти, обеспечить сохранность багажа и так далее. Если пассажиры с маленькими детьми, то комнату матери и ребенка, если она есть в аэропорту. Но, в принципе, это обязательное требование к аэропортам уже.
- Все, о чем вы говорите, звучит замечательно. Особенно, если учесть, что все эти правила действуют даже в том случае, если какие-то форс-мажорные обстоятельства. Нелетная погода от авиакомпании не зависит. Сломался борт - от авиакомпании зависит. Но когда он его пришлет - тоже еще вопрос. Очень много форс-мажорных обстоятельств, которые компания не всегда предусмотреть может. Тем не менее, ответственность за них вы перекладываете на авиакомпанию. Вы думаете, они выдержат?
БАЧУРИН: Они выдержат. Но на самом деле мы по этим правилам работаем уже практически год. Несмотря на то, что они не были утверждены, мы с авиакомпаниями на добровольной основе, начиная с прошлого летнего сезона, начали работать по этим правилам. Мы направили телеграммы во все компании с просьбой такие правила внутри авиакомпании утвердить. И практически все наши перевозчики откликнулись. Правила эти внедрялись постепенно. И сегодня, когда они утверждены официально, мы можем сказать, что внедрение их не вызовет больших проблем у авиаперевозчиков.
- Я про питание знаю, про напитки - никогда не давали. Кормили. Но чтобы гостиница на ночь, такого я просто не помню. Но есть еще один момент, о котором вы не упомянули. Это возможность сдать билет в этой ситуации без потери денег. Потому что сейчас это сделать невозможно, ты фактически прикован к этому самолету, даже если он на 8 часов задерживается. Теперь ты можешь сдать билет и тебе должны вернуть все до копейки?
БАЧУРИН: Должны вернуть все деньги. Хотя, конечно, если вы находитесь, например, где-то не дома, а за рубежом, то вам не самое главное будет сдать билет, а все-таки получить тот комплекс услуг, который прописан в правилах.
- Вот этот комплекс услуг дополнительный, который, как говорится, бесплатен для пассажира, тем не менее, я подозреваю, пассажир будет оплачивать в виде повышения стоимости билета. Я не права?
БАЧУРИН: На самом деле эти расходы, конечно, есть. Хотя с учетом того, как растут цены на топливо, как растут другие расходы авиакомпании, наверное это достаточно мизерная сумма.
- Небольшая доля получается.
БАЧУРИН: Небольшая доля. Более того, это дополнительный стимул для авиакомпаний повышать регулярность полетов. По крайней мере, в тех случаях, когда это от компании зависит, повышение надежности своего парка, выставление дополнительных резервных воздушных судов. То есть это все те меры, которые в принципе находятся в компетенции авиакомпании, она их может, соответственно, предпринимать и тем самым сокращать свои расходы.
- Какие наказания для нарушителей?
БАЧУРИН: Для нарушителей предусмотрен целый ряд наказаний, хотя хотелось бы надеяться, что это не самое главное - наказание. Это когда авиакомпания не выполняет, все-таки у нас авиаперевозчики сейчас достаточно добросовестные. И хотелось бы отметить, что прошедший летний сезон отработали неплохо, несмотря на то, что задержки были. Все-таки нарекания от пассажиров существенно уменьшились по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, если какой-то из перевозчиков будет эти правила нарушать, помимо того, что у пассажира есть право обратиться в суди и защищать свои права, уже мы как авиационные власти тоже можем и будем принимать меры к авиаперевозчикам, начиная с того, что мы будем обязывать их все-таки предоставлять эти услуги пассажирам, компенсировать в случае, если это не было сделано. Если такие случаи будут повторяться, то у перевозчика могут быть отобраны права полетов по одному или нескольким направлениям, либо вообще права на чартерные полеты и так далее. Меры достаточно серьезные.
- Еще один момент, который нужно подчеркнуть, что вот эти правила, о которых мы сейчас говорим, и которые должны порадовать очень многих авиапассажиров, они распространяются как на регулярные, так и на чартерные рейсы.
БАЧУРИН: Совершенно верно. И распространяются как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Ведь на самом деле за рубежом, когда возвращаетесь из отпуска, возникает самой большой проблемой, если что-то происходит с вашим рейсом. И денег может оказаться немного уже, возможности расселиться в гостинице нет. И вообще испорченный отдых это, наверное, самое плохое, что может быть.
- Вы сказали о том, что можно жаловаться. Я знаю, что есть "горячая линия". И добавлю, что по этим новым правилам пассажир имеет право на два бесплатных звонка.
БАЧУРИН: Два бесплатных звонка или два сообщения по электронной почте. Есть круглосуточная "горячая линия", которую организовало федеральное агентство воздушного транспорта вместе с Ростуризмом. Телефон: 155-53-73. Он работает круглосуточно 7 дней в неделю. Соответственно, пассажиры, если какая-то ситуация возникает, если авиакомпания их не информирует о причинах задержки, если не предоставляет напитки, питание и все то, о чем я говорил, могут обращаться в любое время по этой "горячей линии", и мы сразу связываемся с руководством авиакомпании, у нас есть все необходимые телефоны, наши диспетчеры обладают связью с аэропортами, с представительствами и так далее. И мы, соответственно, подключаемся к решению проблемы. Но на самом деле все задержки, больше трех лет я получаю лично информацию от дежурных смен, и, соответственно, тоже подключаюсь к этим вопросам.
- Вы вводите эти новые правила сейчас, когда пик сезона уже прошел, это умышленно сделано, чтобы посмотреть, как это будет работать? Одно дело - добровольно, другое дело - принудительно. Эффект может быть разный.
БАЧУРИН: Я уже сказал о том, что эти правила фактически работают. Они работали и в летнем сезоне. Но есть процедура согласования, и мы где-то полгода занимались этим. Так получилось, что мы к осени согласовали со всеми ведомствами, сформировали их в окончательном виде. Достаточно объемный документ, не только те правила, о которых мы говорили, там есть более специфические вещи для перевозчиков возврата билетов и так далее. Но основное, что для пассажира, это, действительно, защита его прав.
- Следующая новость, которая не слишком хорошая, - это повышение цен на авиабилеты. Я думаю, что то не будет новостью, потому что приводилась статистика о том, что за три года, с октября 2004 по октябрь 2007, цены на авиабилеты выросли в два раза, то есть на 100%. Вы прогнозируете на следующую весну повышение цен как минимум на 20%. С чем связан такой рост цен? Но что еще больше меня удивляет, что при этом народ летает все больше и больше.
БАЧУРИН: Здесь вопрос сложный. Повышение цен идет, действительно, и сегодня. Оно может быть. Мы не говорим о том, что оно обязательно будет, но мы говорим о том, что оно вполне возможно. И связано это с той катастрофической ситуацией, которая складывается у наших авиаперевозчиков с парком воздушных судов. Ведется обновление парка, развивается производство наших новых отечественных воздушных судов. Но пока этого всего не хватает. Закупают авиакомпании иностранные воздушные суда. Мы по этому лету просто увидели достаточно очевидное уже превышение спроса над предложением.
- То есть желающих летать больше, чем авиапарк страны, так получается.
БАЧУРИН: В пиковый период это уже практически так. То есть в принципе авиакомпании выставили все свои имеющиеся емкости, все свои воздушные суда. И о ни все летали летом. Как правило, раньше такого не бывало. Какое-то количество воздушных судов находилось на ремонте, в резерве. В этом году практически мы достигли, наверное, стадии насыщения. Дальше, если ситуацию не переломить, существует достаточно большой старый парк воздушных судов, которые, в принципе, летают нормально, они пригодны, хотя требуют больших денег на ремонт. Но, тем не менее, они просто по срокам службы уже выходят из эксплуатации и это неизбежно. То есть они достигают своего предела. Дальше авиакомпании просто их ставят к забору и разбирают. Но, соответственно, парк тем самым уменьшается. Восполнение его идет очень медленно, и мы просто как федеральный орган управляющий авиации не можем об этом не говорить. Меры предпринимаются, и мы вместе с авиапроизводителями ищем сейчас, очень активно ведем поиск возможных решений, как сделать так, чтобы, не нарушая, скажем, возможностей нашего производителя производить новую современную российскую технику, тем не менее, дать авиакомпаниям обновить свой парк. По крайней мере, на тот период, пока мы не произведем в достаточном количестве отечественных самолетов.
- Насколько я знаю, вы предложили резко снизить импортные пошлины на технику того класса, которая внутри России практически не производится. Это, по-моему, самолеты вместимостью до 70 мест и самолеты с вместимостью больше 200 мест. У меня только один вопрос. Почему этот вопрос возник? Потому что, комментируя вот это ваше предложение, многие отметили, что в этот же момент, когда вы объявляли о своем предложении, две наших крупнейших компании страны заключили соглашение о приобретении импортной техники того класса, который в стране производится - среднемагистральных самолетов. Вы можете сказать стоимость импортного самолета и нашего? Сравнить, чтобы было понятно, сколько по стоимости хотя бы, уже не по качеству.
БАЧУРИН: По стоимости наши воздушные суда несколько дешевле. Но здесь нужно смотреть в комплексе, нужно смотреть и на стоимость обслуживания и всего прочего. На самом деле, что пока авиаперевозчиков сдерживает в приобретении наших воздушных судов, это серийное производство. То есть наличие большой серии, где уже модель отработана, где существует система технического обслуживания, налажена, чтобы в любом аэропорту самолет можно было быстро обслужить, не вызывая тех самых задержек, о которых мы говорили. Это все будет. Мы уверены, что наши авиационные производители справятся. Объединенная авиационная корпорация очень активно над этим работает. Тем не менее, есть очевидный период, когда у нас будет не хватать воздушных судов. И есть понимание, это совместная наша позиция, что есть сегмент до 70 кресел, есть сегмент выше 200 кресел, и здесь надо пошлины снимать безоговорочно. Но есть сегмент, где мы планируем производство наших воздушных судов. Недавно была выкатка самолета "Сухой Суперджет", это наш современный новый лайнер, который будет конкурентоспособен и на мировых рынках. Есть программа производства нового совершенно самолета МС-21, который будет эквивалентен боингам-аэробасам среднемагистральным. Но это, скажем так, некоторые перспективы. Соответственно, мы ищем сейчас некоторые компромиссные решения как под контролем производителя в этом сегменте тоже убрать пошлины, но на временной основе. На то время, пока авиапроизводитель не нарастит свои мощности и не выпустит то количество судов, которое покроет спрос.
- Как связана необходимость авиакомпании приобретать новую технику с повышением цен на билеты?
БАЧУРИН: Поскольку нашей техники отечественной не хватает, все, что есть, раскупается. Ни одного самолета, который произведен, он не стоит нигде ни на заводе, ни на бетоне, они все летают. Парк сокращается, соответственно авиакомпании вынуждены брать технику импортную. Пошлины достаточно высокие - 20%, плюс 18% НДС, то есть 38%. Причем, рассрочка очень маленькая, 35 месяцев всего. Самолет этот дорогостоящий. Изделие (?) это основное средство производства для авиакомпаний, стоимость его может быть 30, 50, 100 миллионов долларов. Соответственно, если посчитать 38% и необходимость расплатиться за 35 месяцев, то как раз экономика очень тяжелая. И эта стоимость, стоимость этих таможенных пошлин она раскладывается, к сожалению, на перевозку. Она идет именно за счет пассажира. Просто авиакомпания должна окупить воздушное судно. Компания не может существовать без самолета, потому что иначе она не будет авиакомпанией. Но, соответственно, это все перекладывается в цену билета, отсюда подорожание.
- Если вам удастся добиться отмены импортных пошлин, означает ли это, что цены на билеты перестанут расти? Я в этом сомневаюсь.
БАЧУРИН: Цены на билеты будут расти, но они будут расти тогда уже просто не опираясь на стоимость очень большую таможенных пошлин, а на стоимость топлива, конечно, если на топливо цены будут расти, то цены тоже будут за ним следовать. Тем не менее, и наши производители, и импортные производители сейчас очень внимательно следят за тем, чтобы воздушные суда новые были более топливоэффективными и, соответственно, тоже есть потенциал экономики. И самое главное, что позволит снизить пошлины, это конкуренция. Если, в принципе, на рынок придет большое количество самолетов, придут новые компании, придут новые игроки и будет выставлено кресел реально больше, чем есть спрос, то неизбежно произойдет понижение цен. Мы как раз этого хотим очень достигнуть, хотим добиться того, чтобы у нас наши граждане летали гораздо больше, чем они летают сегодня.
- Но при этом планируется еще ввести так называемый сбор на безопасность. Он тоже автоматически войдет в стоимость билета. Примерная сумма хотя бы понятна?
БАЧУРИН: Сбор на безопасность войдет в стоимость билета. Но на самом деле здесь мы не изобретаем велосипеда. Это, к сожалению, после событий 11 сентября происходит во всем мире. И наши трагические события, которые были с нашими воздушными судами, говорят о том, что это нелишне. И в процентном отношении это небольшие деньги. Но, тем не менее, необходимо хорошо защищать наши аэродромы, аэропорты, не допускать возможностей вмешательства различных террористических элементов. И эти деньги сейчас тратятся целевым образом, подконтрольно, они реально помогают обеспечить безопасность.
13.10.2007
http://www.favt.ru/smi/index.php?idmd=smi_01_07