Комментарий председателя коллегии адвокатов «Тер-Акопов и партнеры», адвоката по уголовным делам Тер-Акопова Георгия Рубеновича:
«Каждый Божий день убеждаешься в том, что состав преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, мошенничество, совершенное в особо крупном размере, является самой привлекательной и наименее опасной статьей Уголовного Кодекса Российской Федерации для различного рода жуликов, специализирующихся на хищении бюджетных средств. И сколько ни ходит слухов и разговоров в различных кулуарах о том, что пора защитить бюджет более эффективными способами, чем привлечение к уголовной ответственности, в пределах санкции этой статьи (до 10 лет лишения свободы), а реально, на практике, это в среднем до 5 лет лишения свободы, да и зачастую – условно (достаточно вспомнить дело Васильевой), а «воз и ныне там». Если перечислить все уголовные дела, связанные с хищением бюджетных средств, наверное, это не одна сотня ГБ памяти компьютера, а похищенные денежные средства государства – сотни миллиардов рублей. Одновременно, это украденные блага граждан РФ, это, в конце концов, экономическое благополучие и экономическая безопасность государства.
Представьте ситуацию, когда один человек мошенническим путем похищает денежные средства или иное имущество другого человека. Как говорится в уголовном законе, путем обмана или злоупотребления доверием. Плохо? Однозначно – плохо! Потерпевший долго собирал средства, или строил дом, а жулик «надул» его и завладел этим. Достоин ли он наказания? Безусловно – да. Санкция ст. 159 УК РФ предусматривает наказание от 0 (фактически, наказание в виде лишения свободы не может быть менее 2-х месяцев) до 10 лет. При этом суд учитывает смягчающие вину обстоятельства (явку с повинной, возмещение причиненного вреда, даже минимальное, наличие несовершеннолетних детей, иждивенцев, и многое прочее) и наказание редко переваливает за пределы 5-ти лет, а в большинстве случаев применяется ст. 73 УК РФ, и суд назначает условное наказание. Кто пострадал? Конкретный человек. Государство его защитило, привлекло к уголовной ответственности «злодея», позаботилось о возмещении причиненного потерпевшему материального и морального вреда. Характер и степень общественной опасности мошенничества тут понятны, я думаю, всем. Как говорят жулики: «без лоха и жизнь плоха»! Например, кто пострадал от того, что жулики «надули» бывшего Самарского губернатора Константина Титова? Только он сам и его семья. Такая же картина наблюдается и при совершении мошеннических действий в сфере предпринимательской деятельности, когда один предприниматель «надувает» другого. Когда страдает «надутый» предприниматель и его бизнес. Наказание, в таких случаях, тоже выглядит вполне адекватным. Хотя потерпевшим крайне не приветствуется такая возможная мера пресечения, применяемая судами, как домашний арест, в виду запрета на применение в отношении лиц, совершивших преступление в сфере предпринимательской деятельности, содержания под стражей. А для «злодеев» домашний арест одно удовольствие, ведь срок домашнего ареста входит в исчисление срока отбывания назначенного наказания!
Совсем другое дело, когда похищаются бюджетные средства! Даже в сфере предпринимательской деятельности.
Как сообщают СМИ, вчера стало известно об аресте в Москве учредителей ООО «Русальянс строй» Дмитрия Бушманова и Алексея Эккерта. Следственный комитет РФ обвиняет их в организации хищений в особо крупном размере при строительстве военной базы в Арктике. Заказчиком работ выступал Спецстрой, перечисливший исполнителю более 3,2 млрд руб. Работы не были выполнены, а деньги исчезли. Деяние квалифицируется по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой). Уважаемый читатель, чувствуете разницу? Ущерб нанесен не физическому лицу, а государству. Пострадало не физическое лицо, не бизнес конкретного предпринимателя. Ущерб причинен экономической безопасности государства, страдает обороноспособность государства, военно-стратегическая политика государства. Чувствуете разницу между характером и степенью общественной опасности преступлений, направленных на хищение средств граждан или предпринимателей с одной стороны, и хищением бюджетных средств, и их последствиями? А статья и наказание одни и те же. И тут невольно вспоминается существовавшая в советские времена ст. 93.1 (хищение социалистической собственности в особо крупном размере), предусматривающей наказание вплоть до смертной казни (применялась в огромном количестве) и конфискации имущества.
Существующая на сегодняшний день некая пассивность государства в отношении применения более жестких мер охраны его экономической безопасности делает такое преступление, как хищение бюджетных средств государства, наиболее популярным, с минимальными, с точки зрения жуликов, уголовными последствиями. Разного рода жулики придумывают различные схемы, в том числе и очень сложные, тратят время и средства, для того, чтобы оказаться в нужной должности и в нужный момент, чтобы привлечь нужных чиновников, чтобы выиграть тендеры, чтобы получить госзаказы. И все эти потуги не для того, чтобы честно выполнить порученные работы и честно заработать деньги, а, чтобы «попилить» бюджетные средства и таким образом «заработать» эти десятки миллионов и миллиарды. И плевать на государство со всей его внутренней и внешней политикой, хоть трава не расти! И не важно, пострадало ли Министерство Обороны, построена или нет военная база в Арктике, взлетят ли космические корабли с космодрома «Восточный», реставрируют или нет объекты культурного наследия России, построены ли мост или дорога, закуплено или нет медицинское оборудование для больниц, будут ли лица, к которым применено ограничение свободы ходить в специальных браслетах или нет, и многое другое. Ведь каждый такой деятель считает себя «козлом» в государственном бюджетном «огороде», где надо «нажраться до отвала», а там, будь что будет. «Мошна» то уже набита! Авось не поймают. Вон, того не поймали, и того, и того, … А поймают, много не дадут, и отнять ничего не смогут! А с такими денежками отсижу как «сыр в масле» и по УДО на пол срока выйду. А там…, Америка, Англия, Германия, Франция и прочие «благополучные» государства.
Вот только кажется, что это не только хищение бюджетных средств, а с моральной стороны еще и предательство.
Понятно, что адвокат должен защищать интересы своего клиента. Но важно понять, что это никаким образом не означает, что адвокат должен разделять взгляды клиента на государственный «огород» и его судьбу. Адвокат в интересах клиента (Доверителя) должен лишь всеми не запрещенными законом способами защищать его интересы в рамках соблюдения законности при производстве по уголовному делу и правильности применения норм уголовного и уголовно-процессуального закона. В противном случае адвокату пришлось бы разделять отношение убийцы, насильника, педофила, бандита и грабителя и прочих, к совершаемым ими преступлениям. Ни у кого не вызовет никаких сомнений, что адвокат относится отрицательно к любым преступлениям, что ему не надо хорошо относится к составу преступления, чтобы защищать обвиняемого или подсудимого. Именно такое отношение распространяется и на мошенников. Каждый человек сам выбирает свою судьбу и решает, что ему совершать, а чего не совершать. А для того, чтобы закон был справедлив и применен правильно, интересы клиента защищает адвокат.
А что касается самого закона, его мягкости и лояльности в отношении «черных копателей» бюджета Российской Федерации, то каждый раз, когда публикуется материал о том, что похищены очередные миллионы и миллиарды из казны государства, задаешься мыслью о том, что уважаемым законодателям и не надо ничего менять. Зачем им пытаться ввести в УК РФ новую статью, выделяя в отдельный состав преступления хищение бюджетных средств? Ведь все и так хорошо и не очень страшно. А тут еще и о 93.1 УК советских времен вспоминают, о конфискации какой-то? Отсидеть бы в Думе свои 4 года, а там, может быть еще разок. Воровать не перестанут, а бюджета на всех хватит!»