Рязанские правые потеряли силу. Юридическую. Во многом благодаря усилиям прежнего руководства местного СПС Рязанская область попала в число таких регионов, которые в партийных верхах называют "раненные в голову". В пятнадцати таких "контуженных" регионах либо существуют грубые нарушения в работе СПСовских отделений, либо "дети генерала (от энергетики) Чубайса" не могут выяснить, кто из них роднее.
На земле рязанской процветает и то, и другое. Лишний раз говорить о выяснении отношений между различными представителями Союза правых сил будет дурным тоном. Гораздо сильнее московских боссов беспокоит "проедание" их денег рязанскими героями, которые раскручивают марку СПС исключительно в пределах своего офиса.
Вот, например Михаил Малахов не успел поучаствовать разве что в выборах воспитателей детских садов (если бы таковые проводились). Многие уже забыли, что М.М. - полярный исследователь и врач. Зато количество созданных Малаховым организаций не поддается учету. Только кто сейчас сможет толком сказать, что такое Союз демократических сил, "Рязань единая" или "Зубр". Эти объединения исчезли так же внезапно, как и появились, а следы их во властных структурах смыло волнами политической конъюнктуры. Но москвичи досадуют отнюдь не из-за стремления рязанского коллеги надувать все новые и новые мыльные пузыри с зоологическим отблеском (М.М. видимо забыл, что символ зубра, в силу своего географического распространения, не всегда означает объединение - см.: Беловежская пуща). Их больше возмущает тот факт, что все эти эволюционные процессы происходят в большинстве случаев за их счет, но безо всякого упоминания имени спонсора. Проще говоря, непосредственно под знаком СПС Малахов шел только на парламентские выборы 1999 года. Да и то, в ходе этой кампании полностью был позабыт второй кандидат от СПС Алексей Сухов. Ему Михаил Георгиевич великодушно обещал помочь листовками блока. Благо их было много и все задарма. Средства более существенные до Сухова так и не дошли. Как их употребил Малахов, в Москве до сих пор понять не могут, известен лишь тот факт, что в процентах голоса, полученные СПСом в Рязани, уступают любому классическому пиву.
Других проявлений СПС на региональных выборах замечено не было. На полюсах земного шара знамя СПС тоже не развевается. Последней каплей (для НИХ - каплей) были 1 миллион 200 тысяч долларов, истраченных, по словам партийных очевидцев, на губернаторскую кампанию. Результатам же ее сочувствовали даже малаховские противники.
Сегодня региональный Совет СПС запретил проводить в Рязани конференцию по формированию местного партийного органа. "До выяснения обстоятельств". Известно, что на личность полярного героя в столице реагируют нервно. По словам Алексея Сухова, координационные органы СПС, лично Борис Немцов и Анатолий Чубайс категорически возразили против лидерства Малахова в областном отделении партии. Но Малахов все равно продолжает кричать: "Лыжню!", не замечая, что под ногами песок. Как стало известно "Новой газете", 3 июля в Рязани планируется провести учредительную конференцию, на которой все еще верные М.Малахову представители районов области, скорее всего, выберут его председателем местного отделения Союза правых сил. При этом интересы других, абсолютно равных сейчас по статусу Малахову, членов СПС Алексея Сухова и Александра Вологжанина никак не учтены. Возможно, уверенности М.М. прибавляет новый куратор Рязанской области от СПС Эдуард Воробьев - стопроцентный "гайдаровец", сменивший ушедшего в оппозицию Сергея Юшенкова. 28 июня Воробьев приезжал в Рязань, чтобы выяснить обстановку, но из всех представителей партии встретился только с Малаховым. Предложение нового куратора назначить Малахова "главным" в пятницу в очередной раз было отвергнуто Борисом Немцовым.
Еще раз было подтверждено и то, что региональный Совет СПС не давал добра на проведение каких-либо конференций в Рязани. Немцов предложил занять выжидательную позицию. В процессе этого "выжидания" должен обозначиться явный лидер. Возможно, вместо Сухова, Вологжанина и Малахова им станет неизвестный нам пока человек. Хотя на момент сдачи этого номера в печать дело идет к тому, что буквально за день до 3 июля пресса может узнать о созыве конференции. (Держать все в тайне до последнего люди Малахова хорошо научились у сотрудников ФЭП Глеба Павловского, обеспечивших в декабре провальную губернаторскую кампанию ММ).
Как в этом случае отреагируют в Москве, сказать трудно. Но, приняв условия, диктуемые Малаховым, партийное руководство только засвидетельствует собственную несостоятельность.
НОВАЯ ГАЗЕТА, Дмитрий Проскурин
3 Июля 2001 г.