Интервью Николая ЛЕОНОВА в рубрике "люди "вокруг света"" N3-2007
В последнее время вновь оживился интерес к личности кубинского руководителя Фиделя Кастро, вызванный его болезнью и постепенным отходом от руководства государством. С момента свержения диктаторского режима Фульхенсио Батисты в 1959 году Фидель бессменно руководил Кубой, но после перенесенной в июле прошлого года сложной операции он перестал появляться на публике, информация о его здоровье строго засекречена. Страной руководит младший брат Фиделя - 75-летний Рауль Кастро. О братьях Кастро и о сегодняшних отношениях нашей страны с "Островом свободы" корреспонденту журнала "Воинское братство" рассказал депутат Государственной думы, генерал-лейтенант Первого Главного управления КГБ (внешняя разведка), доктор исторических наук Николай ЛЕОНОВ.
- Лет двадцать назад на вопрос "Вы боитесь смерти?" Фидель ответил: "Боится тот, у кого за спиной нечего нет. А я успел много сделать". - Вопрос о здоровье Фиделя является предметом государственной тайны. Спекуляции на эту тему подогреваются представителями осевшей в США кубинской иммиграции, не признавшей революцию и проведенную в 1959-60 годах национализацию. Это бывшие владельцы крупной земельной собственности, которые надеются вернуться на остров после смерти Фиделя и рулить Кубой по своему усмотрению. Их не смущает, что на месте их бывших владений уже построены французские и мексиканские туристические комплексы.
- Какое впечатление у вас сложилось от сегодняшней Кубы, где вы часто бываете? - После кризиса 1990-х кубинская экономика находится на подъеме. У меня не вызывает сомнения устойчивость политической системы, сложившейся на Кубе. Думаю, что страна будет развиваться в рамках кубинского варианта социализма, ориентированного на создание многоукладной экономики и решение социальных проблем граждан. Почти за полвека правления Кастро сформировалось новое общество, которое вряд ли откажется от лучшего в Латинской Америке бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования и системы социальных гарантий.
- Для развития хозяйства Кубе необходимо международное сорудничество, но США по-прежнему сохраняют эмбарго, нацеленное на удушение кубинской экономики... - В стране действуют более двух тысяч иностранных фирм и предприятий, причем в некоторых компаниях участвует до 100% зарубежного капитала. Кубинское законодательство поощряет иностранные инвестиции в местную экономику. При участии канадских, французских, мексиканских и испанских фирм создана мощная туристическая индустрия, наполняющая казну валютой. Более двух миллионов иностранных туристов ежегодно посещают остров. Кубинская никелевая промышленность считается одной из самых мощных в мире. В этой отрасли кубинцы тесно сотрудничают с Канадой, которая при долевом участии с Кубой добывает никель. Тесные отношения связывают Кубу с Китаем, который занял место России в сотрудничестве с Гаваной. Китайцы достраивают брошенные Россией во времена Бориса Ельцина предприятия, возводят вторую очередь никелевого комбината, реконструируют нефтеперегонный завод, предназначенный для переработки венесуэльской нефти. Китайцы взяли на себя реконструкцию железных дорог и смену подвижного состава. Они поставят на Кубу более ста локомотивов.
- Есть ли у России шанс восстановить свои связи с островом? - После спада в российско-кубинских отношениях в 1990-е годы наши связи вновь пошли в гору. Москва предоставила Кубе кредит в размере $355 млн. Кубинцы заинтересованы в возобновлении военно-технического сотрудничества. На параде 2 декабря 2006 года в честь 50-летия Революционных вооруженных сил участвовала в основном советская техника. Стрелковое оружие кубинцы производят сами, а вот самолеты, вертолеты, танки, ракетные установки, боеприпасы надо обновлять.
- Чем был вызван кризис на Кубе в конце прошлого века? - Разрушением СССР и социалистического лагеря. Тогда Куба потеряла и внешний рынок, и поставщиков оборудования из СССР и стран Восточной Европы. Россия в одностороннем порядке разорвала многие действовавшие соглашения, что привело к разрушению 40-45% кубинской экономики. Чтобы выжить, кубинцы пустили под нож 70% молочного стада и резко сократили производство сахарного тростника, ведь у них не было удобрений, сельскохозяйственной техники. Тогда мало кто верил, что Куба выстоит. Сейчас Куба восстанавливается. В 2006 году рост ВВП достиг 10% - такая динамика наблюдается последние четыре-пять лет. В Гаване действует примерно сорок рынков, где можно купить сельхозпродукцию по свободным ценам. Либерализация затронула и другие сектора экономики. Мне это напоминает китайский симбиоз планового хозяйства и рыночной экономики. Думаю, Куба будет двигаться в этом направлении.
- Когда вы познакомились с Фиделем и Раулем Кастро? - С Раулем Кастро я познакомился случайно. В 1953 году после окончания МГИМО ехал в первую командировку в Мексику. Тогда не существовало прямых авиарейсов - я добирался сначала поездом до Италии, а из Генуи плыл на маленьком итальянском пароходе "Андреа Гритти". С Раулем Кастро мы оказались соседями по каютам. Он направлялся в Гавану, а я - дальше в Мексику. За месяц плавания мы подружились, и наша дружба сохраняется вот уже 53 года. С Фиделем Кастро и Че Геварой я познакомился в 1956 году в Мексике, когда работал в советском посольстве заместителем атташе по культурным вопросам и курировал Кубу (в то время у нас не было посольства в Гаване). С Фиделем мы встретились на улице, когда с Раулем Кастро направлялись в кафе. Рауль представил меня своему брату, хотя Фидель поначалу отнесся ко мне с недоверием. С Че Геварой я познакомился на квартире Рауля Кастро в Мехико в 1956?м. Че Гевара попросил меня найти для него в посольстве переведенные на испанский язык книги "Чапаев" Фурманова, "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого и "Как закалялась сталь" Николая Островского. Мы дружили с Че Геварой до его отъезда в Боливию, где он погиб в октябре 1967 года. Дружба с Раулем, Че и Фиделем определила и украсила всю мою дальнейшую жизнь - три года после кубинской революции я даже работал личным переводчиком Фиделя и Че Гевары. Позже как разведчик я больше работал на континенте, а на Кубе бывал наездами, но каждый раз я находил там радушный прием.
- Вас выслали из Мексики из-за знакомства с Раулем Кастро и Че Геварой? - Меня выслали не власти страны, а советский посол. В то время Мексика была переполнена политическими эмигрантами из Гватемалы, Аргентины, Кубы, из Центральной Америки. Со многими я был знаком. В августе 1956 года мексиканская полиция арестовала моих товарищей, и у Че Гевары нашли мою визитку, которую я неосторожно ему дал. Мексиканская пресса написала об этом. Поднялся невообразимый шум о "руке Москвы" и "связях Че Гевары с Кремлем". В этой обстановке посол счел нужным меня выслать как "не оправдавшего доверие" и "неразборчивого в связях с иностранцами". Поначалу советское руководство вообще критически относилось к Фиделю Кастро и его движению.
- Чем было вызвано такое отношение? - Советское политбюро ориентировалось на оценки ситуации, которые давала Компартия Кубы. (До 1961 года Компартия Кубы называлась Народно-социалистической партией. - Прим. Ред.) Когда на острове началась революционно-освободительная война, посольства СССР в Гаване не существовало, не было своих источников информации, а Компартия выдавала сдержанные оценки. Кубинских коммунистов настораживало, что Кастро был сыном богатого плантатора. Свою работу они строили на укреплении пропагандистской роли партии, создании партийных ячеек. Деятельность Фиделя они считали "путчизмом". Однако по мере успехов партизан Кастро отношение к его движению менялось. В последние полгода партизанской войны коммунисты начали засылать к Фиделю своих эмиссаров для установления контактов. Они участвовали в организации всеобщей забастовки в его поддержку. В Кремле также менялось отношение к Кастро. Ну, а с победой кубинской революции вспомнили обо мне и в 1958 году предложили поступить в школу КГБ.
- Вы были офицером внешней разведки КГБ с 1960 года, эта сторона вашей деятельности была связана с Кубой? - Разведка - это специфический конфиденциальный вид деятельности. Мы оказывали кубинцам советническую помощь в создании органов безопасности. Потом мы тесно взаимодействовали по всем направлениям с кубинской разведкой, которая тогда в Латинской Америке была сильнее, чем наша. Они оказывали нам информационную поддержку. По всем масштабным делам, касающимся региона, я консультировался с кубинскими коллегами, которые лучше нас были осведомлены о развитии событий в Латинской Америке. Мне не раз приходилось выполнять роль координатора при согласовании позиций Москвы и Гаваны по ключевым вопросам. Припоминаю один случай, о котором почти никто не знает. Летом 1973 года Минобороны СССР без консультаций с представителями разведки в рамках предоставленного правительству Сальватора Альенде кредита направило в Чили транспорт с оружием для генерала Аугусто Пиночета. Он тогда был министром обороны и командующим чилийскими вооруженными силами. В это время я курсировал между Москвой и Кубой. После того, как я сообщил о транспорте с оружием кубинским коллегам, у них волосы на голове встали дыбом. Они располагали подробной информацией о подготовке переворота в Чили. Был бы нанесен непоправимый удар по международному престижу СССР, если бы советские танки и орудия были использованы против законного правительства Чили, а сам Альенде в сентябре 1973 года был бы убит из советского автомата. Транспорт с оружием удалось вернуть. Для этого мне пришлось срочно дать телеграмму в Москву, которая попала в Политбюро. Мы информировали Альенде о готовящемся путче. Но он, к сожалению, проявил себя мягким политиком там, где надо было действовать жестко и решительно.
- Вы были на Кубе в период Карибского кризиса? - В период Карибского кризиса 1962 года я был офицером советской внешней разведки в Мексике и участвовал в сборе информации о готовности вторжения США на Кубу. Нам стало известно, что тогда Вашингтон готовил более широкомасштабное вторжение, чем в 1961 году. Полученные данные я направлял в Центр, а Советский Союз делился информацией с Гаваной. В разгар кризиса Фидель направил Рауля Кастро в провинцию Ориенте, чтобы подготовиться к достойной встрече американцев. После мирного разрешения Карибского кризиса в строительстве новой кубинской армии активное участие приняли советские военные специалисты. На Кубе находилось большое число наших советников. В военной сфере у наших стран тогда были наилучшие отношения. Министр обороны Кубы Рауль Кастро часто бывал в Советском Союзе, а вот год назад он посетил Китай для ознакомления с военным опытом Народно-освободительной армии Китая.
- А сейчас возможно вооруженное вторжение США на Кубу? - Оно не исключается, ведь Вашингтон никогда не отказывается от вооруженного воздействия. Другое дело, что изменилась международная обстановка. США, завязшие в Ираке и Афганистане, уже не те, да и Куба не та, что в 1961 году. У нее появилось много союзников в Латинской Америке: Венесуэла, Боливия, Эквадор, Никарагуа. На Кубе существует хорошо обученная и вооруженная армия, которая прекрасно зарекомендовала себя во время вооруженных конфликтов в Анголе и Эфиопии. Кубинцы, исповедующие принцип партизанской войны, создали огромное народное ополчение. Все мужское население призывного возраста имеет военную подготовку. Создана разветвленная система укреплений и штолен, в которых укрыта бронетанковая техника, артиллерия. В случае агрессии кубинцы будут драться до конца. В Вашингтоне это хорошо понимают.
- Насколько было оправдано закрытие в 2002 году российской базы радиоразведки в Лурдесе, созданной еще в 1964 году? - Это было огромная ошибка, совершенная или по головотяпству наших военных, прежде всего начальника Генштаба генерала армии Анатолия Квашнина, или под давлением Вашингтона. С закрытием базы Россия потеряла важный источник получения информации о положении в Западном полушарии и США. Арендная плата за базу Лурдес не шла ни в какое сравнение с суммой, какую мы отдаем за аренду военно-морской базы в Севастополе, от которой, кроме головной боли, мы ничего не имеем. (С момента создания центр существовал на безвозмездной основе. После распада СССР и свертывания российско-кубинского сотрудничества в 1990 годы оплата Кубе российскими товарами или валютой услуг, оказываемых этим центром, составила $90 млн в 1992 году, $160 млн в 1993, 1994 и 1995 годах, а в 1996-2000 годах достигла $200 млн. - Прим. ред.)
Беседовал Виктор ВОЛОДИН
http://voin-brat.ru/content/view/145/20/