24 ноября 2006
1800

С.Глазьев - `Современные российско-европейские отношения стали довольно сумбурными`

01 июня 2006г.
Итоги юбилейной научно-практической конференции "Россия и Совет Европы"

30 мая 2006 г. в конференц-зале Федерации мира и согласия состоялась 10-я юбилейная научно-практическая конференция "Россия и Совет Европы". Организаторами мероприятия выступили Федерация мира и согласия и Информационный центр по правам человека при участии секретариата Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Информационного Офиса Совета Европы в РФ. В рамках конференции обсуждались актуальные проблемы председательства России в Совете Европы (май-ноябрь 2006 года), а также взаимодействия Совета Европы с российскими неправительственными организациями.

Заместитель директора политического департамента Совета Европы Марк Шойер в своем выступлении отметил, что за 10 лет пребывания в Совете Европы России удалось провести целый ряд успешных институциональных реформ, и в частности, "создать современное федеративное государство, реформировать свою судебную систему и осуществить еще много полезных преобразований". "На вчерашней встрече главы МИД РФ С.Лаврова с Рене ван дер Линденом мы услышали, что Россия собирается выполнить весь тот комплекс обязательств, которые она на себя приняла в момент вступления в Совет Европы. Однако Россия просит отнестись к ней с пониманием относительно времени, необходимого стране для внедрения тех или иных конкретных реформ", - подчеркнул М.Шойер.

В то же время заместитель главы департамента Совета Европы признал, что в непосредственном взаимодействии между различными российскими властными институтами и Советом Европы существуют определенные сложности. В пример господин Шойер привел совместное обсуждение законопроекта о неправительственных организациях. "Законопроект о неправительственных организациях прошел экспертизу в Совете Европы, наши эксперты внесли ряд предложений, которые были частично приняты Государственной Думой РФ. При этом мы договорились с российскими властями о том, что мы будем вместе следить за внедрением этого закона в жизнь в России", - отметил М.Шойер.

М.Шойер не согласился с мнением С.Лаврова о том, что в Совете Европы имеют место двойные стандарты и политизированный подход в решении ряда вопросов. "С недавнего времени мы стали требовать от новых членов Совета Европы выполнения требований, которые мы ранее не выдвигали. В частности, речь идет о Конвенции о защите прав национальных меньшинств и Европейской хартии языков национальных меньшинств", - отметил докладчик. Но в то же время, в вопросах "отслеживания внедрения тех или иных правовых стандартов со стороны Европейского суда по правам человека, комитета по предупреждению пыток, Европейской ассамблеи совета министров и других институтов СЕ, ко всем странам-членам Совета Европы применяются одинаковые принципы", отметил представитель политического департамента Совета Европы. В частности, по словам М.Шойера, Совет Европы ведет постоянный диалог с властями Латвии и Эстонии относительно положения русскоязычного положения в этих странах. "Мы не можем сказать, что мы уже достигли позитивного результата, однако ведется постоянная работа в этом направлении", - отметил он.

Главными приоритетными направлениями в совместной работе Совета Европы и России в год ее председательства выступающий назвал, в частности, реформирование Европейского суда, укрепление приграничного сотрудничества, проведение форумов по вопросам диалога власти и гражданского общества с участием широкого числа неправительственных организаций, решение вопросов налаживания межэтнического и межкультурного диалога в европейских странах.

Советник Президента РФ Сергей Самойлов, выступая на заседании, отметил, что Россия "искренне заинтересована в крепкой, единой, гармонично развивающейся Европе", и поэтому неслучайно одним из девизов в год председательства в Совете Европы был избран лозунг "К единой Европе без разделительных линий". С.Самойлов подробно остановился на взаимодействии России и Совета Европы в области федеративных отношений и развития местного самоуправления. В частности, он подчеркнул, что именно тесное сотрудничество и обмен опытом с Советом Европы помогли создать прогрессивное российское законодательство в этой сфере, выведя его на качественно иной уровень. "Когда в 2000 году президентом В.Путиным была поставлена задача провести на новом уровне разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, по-новому взглянуть на проблемы развития местного самоуправления в России - в организационном и в правовом отношении - то, безусловно, среди главных наших партнеров на международном уровне в решении этих задач стояли прежде всего структуры Совета Европы", - заявил он. Как отметил советник президента, в ходе реформирования системы федеративных отношений и местного самоуправления Российская Федерация тесно взаимодействовала с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, все законопроекты проходили европейскую экспертизу. "Все материалы, которые были накоплены по разграничению полномочий в самых различных сферах взаимоотношений федерального центра и регионов, прошли экспертную оценку Совета Европы. Причем это были не только вопросы социальной сферы, развития образования и здравоохранения, но и проблемы недропользования, природоохранной деятельности, миграционной политики и многие другие", - подчеркнул эксперт.

На данном этапе, по словам С.Самойлова, России необходимо выработать критерии эффективности деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления, и в этом вопросе также необходим обмен опытом и тесное взаимодействие с Советом Европы. "Мы должны принять такое законодательство и создать такие условия для развития местного самоуправления, чтобы в конечном итоге они могли стать основой для формирования гражданского общества", - отметил советник Президента РФ. В то же время, по его словам, все "разговоры, которые ведутся рядом политиков, о продлении вертикали власти до местного самоуправления и о назначении глав муниципальных образований по представлению глав исполнительной власти субъектов Федерации не только не вписываются в действующую российскую конституцию, но и противоречат тем общеевропейским стандартам, к которым стремится Россия".

Заместитель председателя Федерации мира и согласия Виктор Камышанов в своем выступлении подчеркнул, что отношения между Россией и Советом Европы на данном этапе перешли в новое качественное состояние. И, хотя деятельность СЕ иногда вызывает критику и довольно противоречивые чувства, как у населения, так и среди политической элиты в России, эта организация остается одним из наиболее важных элементом развития демократии на европейском континенте, в том числе и для России. В этой связи В. Камышанов особо отметил, что Совет Европы, будучи одной из самых старых международных организаций в Европе, - она была создана в 1949 году, - поначалу развивалась как региональная организация, однако затем формат и сфера охвата её деятельности значительно расширились. За последнее время Совет Европы показал свою способность к динамичным изменениям: расширились структурные основы деятельности СЕ, появились новые измерения, - например, Конгресс местных и региональных властей, произошла определенная переоценка концептуальных основ этой организации. Причем новые возможности появляются не только в сфере взаимодействия правительственных структур разных стран, но и на уровне взаимодействия институтов гражданского общества. В качестве примера эксперт привел опыт Федерации мира и согласия как организации со статусом участника Совета Европы, которая в течение 2004-2006 гг. принимала активное участие в деятельности Совета Европы, в том числе в Конференции международных неправительственных организаций СЕ, а также в выборах Комитета по связям неправительственных организаций.

Депутат Государственной Думы РФ Сергей Глазьев затронул общую тему российско-европейского взаимодействия, и в частности, возникающие в этой сфере в последнее время проблемы. По мнению С. Глазьева, прогресс в реализации общих целей, поставленных в формате развития отношений России и Европы, на данный момент не так велик, как это ожидалось обеими сторонами. "Эйфория сейчас сменяется тревогой и опасениями, а современные российско-европейские отношения стали довольно сумбурными", - считает депутат. Происходит это в первую очередь из-за отсутствия четкого понимания, как Россией, так и Европой, границ, которые ни одна из сторон не сможет преодолеть в ходе интеграции. Кроме того, в Европе зачастую неправильно оценивают или не уделяют должного внимания процессам, происходящим на постсоветском пространстве. Например, процесс создания Единого экономического пространства (ЕЭП) с участием России, Украины, Казахстана и Беларуси остается в Европе практически незамеченным, хотя, как считает С. Глазьев, в будущем основное экономическое взаимодействие будет происходить между единой Европой с одной стороны, и странами ЕЭП - с другой. В качестве еще одного примера неправильной оценки европейцами российских особенностей Сергей Глазьев упомянул российско-украинские отношения. "В Европе не понимают всю глубину исторических связей России и Украины, и не видят, что попытки быстрее втянуть Украину в ЕС и НАТО приводят к серьезному росту напряженности, как в самой Украине, так и в России", - подчеркивает депутат.

В то же время С. Глазьев отметил важность и необходимость дальнейшего развития отношений России и Европы. Например, по мнению С. Глазьева, содействие Европы позволило бы решить такую важную для российской экономики задачу, как переход к конвертируемости рубля и признание его в качестве международной валюты. "Достаточно, чтобы Европейский банк признал российский рубль как одну из резервных валют ЕС, чтобы рубль получил статус полноценной международной валюты", - подчеркивает эксперт. Поэтому, несмотря на определенные проблемы и взаимное недопонимание, возникающее в ходе российско-европейского взаимодействия, необходимо укреплять и развивать отношения с Европой, и, в частности, с Советом Европы. "Во взаимодействии с Советом Европы для России сейчас важно реализовать ряд приоритетов, прежде всего в вопросе ослабления визового режима, укрепления сотрудничества в сфере образования и науки, в военно-политической сфере, а также в законодательно-правовом процессе", - считает Сергей Глазьев.

В заключение конференции участники обсуждения также отметили, что как Россия, так и Совет Европы не всегда выполняют взятые на себя обязательства, и подчеркнули, что обеим сторонам следует больше использовать возможности друг друга, откликаться на предложения другой стороны и интенсивнее использовать опыт другого в тех областях, где это целесообразно.



Glazev.Ru по материалам Информационного центра Федерации мира и согласия

31 мая 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован