15 апреля 2008
4503

С.Холманский: Альтернативное топливо - чистое небо

Российский рынок газомоторного топлива (ГМТ) до сих пор формируется, в то время как европейский прирастает ежегодно на 20%. Текущая ситуация с переходом отечественных предприятий на "голубое топливо" напоминает анекдот: никто не против, но ничего не делается. Конечно, не ничего, но очень мало. Прежде всего - на законодательном уровне. Ведь механизм рыночного регулирования процесса не запущен и по сей день, хотя соответствующий закон инициировали в Государственной думе уже давненько. А между тем, в ряде иностранных держав, например, бурное развитие автогазозаправочного бизнеса базируется в значительной степени на ресурсах российского сжиженного углеводородного газа (СУГ). В России же данный рынок отличается хаотичностью и непрозрачностью взаимоотношений между его участниками. Да и ощутимую пользу пока не приносит. Почему?
Причин тому, наверное, множество. Во-первых, сдерживают рост сырьевые и топливные монополии. Следовательно, российские инвесторы, желающие вкладывать средства в развитие рынка ГМТ, не могут этого делать в условиях непредсказуемого роста цен. А еще для инвесторов важно знать не только стартовые выгоды перехода на сжатый газ, но и эксплуатационные условия, чтобы принять участие в столь масштабном проекте. Кроме того, каждое колебание цены на газомоторное топливо вызывает "спазмы" у конечного потребителя. Пока на фоне мирового производства СУГ Россия выглядит карликом. Потребуется немало лет серьезной работы, чтобы достичь здесь значительных успехов.
В настоящее время общее количество газифицированных промышленных, коммунально-бытовых к сельскохозяйственных объектов в стране - около 200 тысяч в городах, более 72-х - в сельской местности. Ежегодно в селах строится 10-12 тысяч километров распределительных газовых сетей. Ведь природный газ является наиболее общедоступным и дешевым видом топлива. Он позволяет предприятиям, газифицирующим технику в автотранспорт, получать существенную экономию средств не только за счет разницы в стоимости газа к светлых нефтепродуктов, но и благодаря, например, сокращению количества складов ГСМ. Сегодня многие понимают, что использование газомоторного топлива в сельском хозяйстве является существенным фактором повышения его экономической эффективности. Имеющийся опыт продемонстрировал: переоборудование сельхозтехники для работы на сжатом (компримированном) природном газе позволяет аграриям не только на 50-70% уменьшить затраты на светлые нефтепродукты, но и повысить надежность топливообеспечения техники в 2 раза и сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду в 4-5 раз.


Активное внедрение ГМТ влечет за собой осуществление ряда мер, среди которых - принятие федерального и региональных законов об альтернативных видах топлива, серийный выпуск сельскохозяйственной и другой техники, работающей на природном газе. В результате. к 2015 году ожидается замедление нефтяных видов моторного топлива в пределах 1,5-1,7 млн. тонн в год, к 2020-му - 2,1-2,3 млн. тонн. Выбросы вредных веществ поначалу снизятся на 750-550 тысяч тонн, впоследствии - на 1-1,2 млн. тонн.
В рамках сопутствующих мероприятий решено, к примеру, применять газомоторное топливо на тепловозах (вместо дизельного, разница со стоимостью которого составляет 40-45% ).
Председатель ОАО "Газпром" Алексей Миллер, президент ОАО -Российские железные дороги" "ОАО "РЖД") Геннадий Фадеев и губернатор Свердловской области Эдуард Россель подписали совместную "Программу организации на полигоне Свердловской железной дороги опытной эксплуатации тепловозов на сжиженном в сжатом природном газе", реа-лизация которой принесет весомый финансовый к экологический эффект. Ведь суммарная токсичность отработанных газов по сравнению с выбросами, образующийся от сжигания дизельного топлива, снижается в три-пять раз. Вообще, использование газомоторного топлива исключает попадание в атмосферу таких загрязнителей, как свиней, марганец других токсичных соединений тяжелых металлов. Что касается газифицированных автомобилей, при эксплуатации каждой тысячи исключается попадание в воздух более 13 тонн сажи. 55 тонн оксида серь в более 700 тонн углекислого газа. Трактор пли другую уборочную технику невозможно заставить работать на сжиженном газе (так называется пропан-бутан), получаемом из проектов переработки нефти, однако подобная техника неплохо работает на природном газе, основной состав которого (85%) - метан.
Всеобщая "метанизация"
За последние гоны в Тюменской области сложилась тяжелая экологическая обстановка. Одной из проблем является загрязнение атмосферного воздуха. Значительно выросла доля проб с превышением предельно допустимых концентраций, отобранных на автомагистралях в зоне жилой застройки. Основными причинами столь неприятной тенденции являются ошеломляющий рост автомобильного парка, медленное развитие транспортной инфраструктуры, недостатки в организации движения, низкие характеристики производимых в стране двигателей для транспортных средств, несоответствие качества используемого моторного топлива требованиям современности.


А между тем, Россия считается крупнейшей газовой державой мира, на долю которой приходится почти 40% разведанных запасов природного газа. И Тюменская область - главный газодобывающий регион РФ. Следовательно, кому, как не ему, уменьшать отрицательное воздействие выбросов загрязняющих веществ и снижать затраты на топливо, переводя транспорт и сельхозтехнику на его более чистый вид - сжатый природный газ... Тем более что такие затраты окупаются в течение трех месяцев - полутора лет.
Конечно, определенный опыт снабжения предприятий сжатым природным газом в Тюмени уже есть. Например, транспорт санатория "Сибирь" с помощью газозаправочного комплекса, созданного 000 "Сургутгазпром", давно и удачно переведен на метан. Предприятие получило немалую прибыль. А в кулуарах местной власти потихоньку обсуждают принятие законов "Об использовании сжатого природного газа в качестве моторного топлива". "Об охране окружающей среды в Тюменской области", финансирование и реализацию областной целевой программы "Создание единой территориальной системы экологического мониторинга". Ведь, будет "бумажка" - будут конкретные действия со стороны заинтересованных лиц и организаций
А сегодня очевидно, что по степени "метанизации" Тюменский регион еще явно отстает от других. Под Тюменью действует всего одна автогазонаполнительная компрессорная станция (АГНКС). В ХМАО и ЯНАО таких станций - 11 (видимо, сказывается присутствие "Тюментрансгаза" и "Сургутгазпрома"). А у наших западных соседей в системе "Уралтрансгаза" - 25 АГНКС! Свердловская область - вообще лидер по использованию голубого топлива. Ежегодно свердловчане сжигают в "топках" своих авто более 25 кубометров метана, в то время как тюменцы - всего 1,5 млн. кубов.
Немногим лучше чувствует себя и вся Россия на мировых просторах. По сравнению с началом 1990-х годов, когда в государстве усиленно насаждалась программа перевода транспорта на сжатый газ (единственная станция в Тюмени - детище той самой программы), мы особо не продвинулись вперед. Зато за полтора десятка лет нас оставили позади вездесущий Китай. Колумбия, Египет, Украина, Армения, США, Индия, Италия, Пакистан... Аргентина с Бразилией и вовсе выбились в лидеры всеобщей "метанизации". В этих двух южноамериканских державах на природном газе бегают более 2,5 млн. транспортных средств, действуют 2500 АГНКС, строится множество новых газозаправочных станций. Судите сами: во всей России газобаллонной аппаратурой оснащено чуть более 40 тысяч машин, их обслуживают 215 станций, преимущественно советских времен.
Альтернативное топливо в нашей стране и отдельных ее регионах набирает обороты слишком медленно. А за границей выпускают даже компактные (размером с микроволновку) установки по компримированию природного газа, позволяющие заправлять машину прямо у себя в гараже. Благо, такой газ в той же Германии подведен к половине всех домов, да и 70% новостроек обязательно оснащают автономными системами газового отопления.
Во многих развитых странах приняты государственные программы по переводу техники на чистое и экономичное ГМТ. Владельцев газомобилей освобождают от налогов в пошлин, предоставляют всевозможные льготы и субсидии. В Германии, по самым скромным подсчетам, к 2010 году предполагается в 8 раз (до 300 тысяч) нарастить число автомобилей, работающих на метане. Одновременно, всю страну должна накрыть плотная сеть газовых заправок. Находиться они будут по всем дорогам - не реже чем через каждые пять километров в городах и 20-25 километров в сельской местности. Итого, тысячу станций нарисовали на карте Германии. А колонки с зелеными надписями "Erdgas" на немецких АЗС существуют в одном ряду с дизтопливом и бензином. Заправляются любители газа через такой же "пистолет", как и их "грязные" коллеги, отравляющие воздух автомобильными выхлопами.
Не исключено, что со временем природным газом можно будет заправиться и на российских АЗС. По крайней мере, представитель "Сибнефти", перешедшей под контроль "Газпрома", озвучил подобные планы. Говорят, скоро метан займет достойное место среди различных видов топлива, и в Тюмени появятся многотопливные заправочные комплексы, оснащенные установками компримировання. Весь вопрос в том. как заставить тюменцев перевести свой автотранспорт на метая. Ведь затея-то - нешуточная, предполагает немалые дополнительные траты...


Окончание "газовых" разговоров
В Тюмени разговоры о переводе транспорта на газ идут лет десять. А в 2002 году с подачи Игоря Иванова и Владимира Крамского, депутатов от "Сургутгазпрома", Тюменская областная дума устраивала "круглый стол", знакомилась с реально работающей на метане техникой. И чуть не приняла закон об использовании природного газа в качестве моторного топлива. Только тогда депутатам предложили дождаться федерального закона на заданную тему. Однако, как сообщил Сергей Корепанов, спикер областного парламента, в большинстве соседних регионов закона свыше дожидаться не стали, приняв необходимые акты на местах.
Сегодня, когда владелец газомобиля на каждом литре топлива экономит до 10 рублей, сама жизнь заставляет задумываться об альтернативе. А с учетом того, что в ближайшей перспективе цена барреля нефти зашкалит за сотню долларов, экономия будет только возрастать. Неоднократно сам губернатор Тюменской области Владимир Якушев говорил о том, что газификации транспорта региональное правительство будет уделять самое пристальное внимание. Еще в прошлом (2007) году он предложил для эксперимента перевести на газ часть автобусного парка и технику сразу нескольких тюменских агрофирм, дабы на деле ощутить всю разницу в поведении агрегатов. Так, бюджетные организации смогут сэкономить ежегодно на горючем сотни миллионов казенных рублей.
Более привлекательная картина вырисовывается и при использовании газа в сельском хозяйстве, ведь затрата на ГСМ у крестьян съедают едва ли не половину всех доходов. Правда, нашего губернатора смущали технические параметры перевода: выдюжат ли газовые двигатели при аномально низких температурах? Автотранспортники "Сургутгазпрома" и "Уралтрансгаза", благополучно работавшие на метане в пятидесятиградусные морозы, рассеяли его опасения. Кто не пережил холодов, так это дизели и бензиновые двигатели.
Свое веское слово в защиту "голубого топлива" однажды сказал и Евгений Пронин, исполнительный директор национальной газомоторной ассоциации, заместитель начальника управления по газификации и использованию газа ОАО "Газпром". На метане по всему миру работают не только автомобили, но и тракторы, комбайны, тепловозы и теплоходы. Существуют даже самолеты, которые преодолевают немалые расстояния благодаря природному газу. На Западе все прелести газификации ощутили довольно быстро. Реальная экономия рано или поздно заставит задуматься и российских автомобилистов. Следовательно, будущее - все же за переводом транспорта на газовый источник работы, особенно при возрастающих ценах на традиционное топливо.
Что касается Тюменской области, здесь в настоящее время целенаправленную работу по развитию рынка газомоторного топлива ведет ОАО "Запсибгазпром". А депутаты разделяют необходимость снижения ставки транспортного налога на 50% для юр.лиц и частных предпринимателей, владеющих автомобилями на газомоторном топливе. "Газпром" же, таким образом, обеспечивает себе дополнительный рынок сбыта своей продукции.
Другое тюменское предприятие - 000 "Ме-га-Групп", возглавляемое Владимиром Никифоровым, - давно работает с Омским регионом в сфере газификации и перехода на ГМТ. Реализуются совместные проекты, подготовлена и действует областная целевая программа, в которой прописаны условия дальнейшего сотрудничества тюменцев и омичей. Представители 000 "Мега-Групп" давно побывали на промышленных объектах Омска, где планируется разместить заправочные станции, чтобы осуществить перевод на газомоторное топливо.


А в мае 2007 года депутаты Тюменской обл.думы приняли ре пение поддержать проект Федерального закона "0б использовании альтернативных видов топлива. Предлагаемый закон уточняет полномочия органов госвласти и местного самоуправления в сфере использования альтернативных видов моторного топлива и регулирует вопросы его внедрения. Как сообщил заместитель председателя облдумы Сергей Холманскнй, по прогнозу разработчиков, реализация закона позволит к 2020 году перевести около 20% российского парка автомобилей на альтернативные виды топлива, в основном, газомоторное "Прежде всего, речь идет о машинах в сельском хозяйстве, о пассажирских перевозах". - уточнил он. "Ура!!! - воскликнем мы, обыватели - Может быть, не будут дорожать билеты в городских автобусах Тюмени! "...
По словам Холманского, нововведение позволит снизить затраты на содержание транспорта, поскольку газ дешевле, чем бензин и солярка, в позволит продлить срок его службы, и, конечно, улучшить состояние окружающей среды. Сергей Павлович напомнил, что сначала документ касался только газомоторного топлива, но теперь предусматривается и искусственный газ, который можно получить при использовании отходов биологической промышленности и сельского хозяйства, водород различные биологические источники топлива, такие, как растительное масло. "Этот законопроект имеет долгую историю, он вносится в Госдуму второй раз. Первый раз подобное случилось 7 лет назад. Казалось бы, вещи очевидные. Но лобби продавцов горюче-смазочных материалов строго следит за данными планами", - подчеркнул Холманскнй.
Свою долю критики в экономические преимущества природного газа в качестве топлива вносят транспортники, указывая, прежде всего, на высокую степень изношенности автопарков. "Только с новой цилиндропоршневой группой машина может работать на сжатой газе. При износе система более 30% мощность двигателя при использовании газа падает на треть", - объяснил специалист одного из муниципальных предприятий городского общественного транспорта Тюмени. Таким образом, перевести на сжатый газ возможно только новую технику или машины, износ которых не превышает 30%. Кроме того, учитываются и такие условия, как невредимый кузов машины (поскольку газовые баллоны с их немалым весом устанавливаются на крыше), наличие датчиков на утечку газа, создание пунктов ремонта и сервисного обслуживания газобаллонного оборудования, сети заправок и центров обслуживания автобусов и грузового транспорта. Нюансов много. Необходимы колоссальные затраты. Стоит устроить эксперимент - переоборудовать новые или часть имеющихся автобусов, провести испытание в морозы и с ветром, дать техническое и экономическое заключение, будет ли выгодно переоборудование. Ведь транспортники вряд ли могут позволить себе такую роскошь без дополнительных бюджетных средств.
А вот аграрии до сих пор не готовы обсуждать вопрос перевода сельхозтехники на газ. Расходы-то на `мероприятие* выльются в весьма солидную сумму. Достаточно отметить, что стоимость строительства одной АГНКС составляет от 550-70 тыс. до $150 тыс. Кроме того, в городе необходимо иметь разветвленную сеть заправочных комплексов либо мини-АГНКС, которые могут располагаться непосредственно на территории автопарков, или передвижные газонаполнительные станции. Правда, сейчас в Тюмени работает одна автогазонаполнительная станция. Учитывая все обстоятельства, для перевода муниципального транспорта и сельхозтехники на газовое топливо потребуются затраты, по разным данным, в пределах $1-1,5 млн. Они не включают в себя расходы на создание пунктов ремонта и сервисного обслуживания газобаллонного оборудования, обучение техперсонала и водительских коллективов.

Комментарий: Сергей Павлович Холманский, заместитель председателя Тюменской областной Думы:

- В ноябре 2007 года депутаты Тюменской областной Думы (С.П. Холманский, В.В. Завьялов, И.А. Иванов, В.Ф. Крамской, Ю.М. Конев, В.М. Танкеев) обратились в Правительство Тюменской области с письмом, в котором просили "рассмотреть вопрос о разработке и утверждении областной целевой программы в сфере производства, реализации и использования природного газа в качестве моторного топлива".
Принятие указанной программы приведет, прежде всего, к улучшению экологической обстановки в регионе, позволит внедрить современные ресурсо- и энергосберегающие технологии, приведет к снижению затрат в агропромышленном комплексе Тюменской области и других отраслях экономики.
Правительство признает актуальность и возможность массового перевода автотранспорта на сжатый газ в сфере пассажирских перевозок и агропромышленного комплекса. По его мнению:
-во-первых, для работы на метане потребуется приобрести новые автобусы и технику с соответствующим двигателем;
-во-вторых, следует произвести реконструкцию производственных баз и гаражей, дабы обеспечить соблюдение особых мер пожарной безопасности;
-в-третьих, необходимо предусмотреть строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) на территории всех муниципальных образований юга области;
-в четвертых, потребуется приобрести передвижные автозаправочные станции и обучить персонал (водителей и инженерно-технических работников) предприятий работать с данным видом топлива.
Некоторые сложности Правительство видит в том, что пока не принят Федеральный закон, определяющий полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере. А также в изменении цены на газ в долгосрочной перспективе. Но эти вопросы решаемы.
Следует правильно расставить приоритеты, то есть решить, не дожидаясь принятия Федерального закона, первое чтение которого состоится лишь в июне 2008-го, что профинансировать в первую очередь. Что - во вторую и что - в последнюю. Ведь идут же инвестиции во множество других бизнес - задумок и мероприятий! Главное - не то, какою ценою состоится в нашем регионе переход на "голубое топливо". Главное, что он должен состояться, даже если стоимость газа "догонит" цену на бензин и дизтопливо. Ведь, если не сделать этого своевременно, речь может идти о серьезной экологической угрозе для такого мощного и стабильно развивающегося региона, как наш.

www.duma72.ru/Articles.aspx?id=1508
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован