25 апреля 2007
5191

С `МАРКСИСТКОЙ` - НА `ТАГАНСКУЮ`

Московские шестидесятники вернулись через полвека туда, откуда пришли

В России все символично до смеха. Или - до слез. Во второй срок президентства Путина в Москве закрыли метро "Таганскую". И стали запускать народ в нее через "Марксистскую". Поскольку они пересадочные. Бок о бок. Марксизм и Таганка. Вот кончается территория одной станции и по недлинному подземелью ты проникаешь на территории другой. Минуты полторы от силы - и все: другая цивилизация. Одна - унаследованная от идейных корней бородатого провозвестника самых разнообразных диктатур. Другая - вынянченная здесь же на таганских подмостках и вокруг - ее прямая противоположность. Как раз в Москве, на Таганке две эти цивилизации и расходятся. Здесь люди делают пересадку. Радикально меняют курс. Если где в мире есть более символичный образ начала шестидесятничества, то пусть он его покажет. Скорее всего, нет.

Во всяком случае, именно сюда, в театр Юрия Любимова на Таганке пришли 1 марта почти все главные делатели хрущевской оттепели. Кто надышал ее своими пылкими сердцами. Основные сменщики курса. Точнее - те, кто сумел пережить юбилейные полвека с момента той, давней пересадки: из несущегося по строгому расписанию прямо в тупик марксистско-сталинского состава - в другой, с гораздо менее сформированным графиком, но наверняка не сходящий с демократических рельс, жесткий и неотапливаемый вагон. Говорили о главном. О том, кто такие шестидесятники. Зачем они были нужны? Потребуются ли в дальнейшем? Журналист или телеведущий Александр Архангельский (шестидесятник не по возрасту, а скорее по духу) предположил, что - не исключено. Могут пригодиться. Первого и, не дай бог, последующего призывов. В свете-то назревающего в стране очередного культа - на этот раз безличности. Все может быть. И второй XX съезд - в том числе. Что не хотелось бы.

У слова попасть в историю есть, как минимум, три смысла: вляпаться, прославиться и непосредственно - проникнуть в нее. Изнутри. Именно третье ощущение господствовало в тот вечер на Таганке. Вот она - живая отечественная летопись на расстоянии вытянутой руки. Искушение дотронуться, честно говоря, так и разъедало. Как выяснилось, не только кор-та "ДП", но и гораздо более искушенных в таких делах московских репортеров. Одна из них, оказавшись в кругу сразу нескольких светил шестидесятничества - Василия Аксенова, Юрия Любимова, Татьяны Заславской, Марлена Хуциева, Евгения Ясина, Гавриила Попова, Людмилы Алексеевой, Петра Вайля, Арсения Рогинского - не поверила своему счастью, что может вот так запросто не только "живьем" увидеть нашу великую историю, но даже до нее дотронуться. Что самими шестидесятниками тут же было обращено в смех. В частности Петр Вайль на правах ведущего пообещал выставить в перерыве в фойе театра для "дотрагивания" любого из своих великих соратников.

- Стас Рассадин впервые произнес это слово - шестидесятники, - поделился с публикой Василий Аксенов. - Это не просто ребята, сказал он Катаеву, когда мы в ресторане отмечали пятилетие журнала "Юность", это - шестидесятники. Тогда в журнале вышел мой первый роман. И вот Катаев наливает стакан, подходит ко мне и говорит: "Пью за вас, старик"...

Где тот стакан?.. Мысль о том, что быть ему на открывшейся в эти дни в Историческом музее выставке с таким характерным метеорологическим названием как "Оттепель", не покидала. Там нынче собраны самые знаковые в стране "метеорологические" предметы. В данном случае - предметы одежды. Для лютых стуж - истинная фуражка Сталина. Для легких заморозков - шляпа Хрущева. Тоже, естественно, настоящая. Для более солнечных дней - кепка Окуджавы. Кто бы мог подумать, что кепчонка бывшего учителя литературы калужской средней школы может наряду с треуголкой Петра или шапкой Мономаха стать музейным экспонатом. Стать ИСТОРИЕЙ. Фуражка, шляпа, кепка...

- Эклектика - вот отличительная черта 60-х, - прокомментировал "кепочную" линию в нашем недавнем прошлом Петр Вайль. - Это разрушение большого стиля, того самого, которым мы любуемся в сталинских высотках...

Появление "я" там, где торжествовало "мы". Первые сомнения в том, а правильно ли то, что делают все? Или наоборот: всегда ли то, что делают все - правильно?

- Шестидесятые - это вот, что такое, - продолжал докапываться до корней шестидесятничества Петр Вайль. - Это, когда ты не знаешь, как поступать, то поступаешь по совести...

- Я не знаю, что такое шестидесятники, - пожаловался самый выдающийся из них Марлен Хуциев. - Мы делали свое дело - и все...

Делали свободу? Нет, Хуциев делал "Июльский дождь", "Заставу Ильича". Делал, очевидно, свободно. Ну, и талантливо, естественно. И свобода, судя по всему, мультиплицировалась наружу. В общество. И наоборот: от освобожденного общества - к художнику. Евгений Ясин: "Я полагаю, многие люди моего поколения в то время пережили чувство внутреннего раскрепощения, они захотели свободы и оказались готовы что-то сделать, чтобы она была. Не только для себя, для своих сограждан. И в шестидесятые годы многие из них что-то для этого сделали. Они, наверное, и есть шестидесятники".

Термин оказался достаточно неуловим. Или - напротив, излишне рассыпчатым. Его публика постоянно пыталась каким-то образом собрать, сложить, склеить, изваять - понять, в конце концов, что же мы, шестидесятники, такое сотворили. И кто мы такие есть. Короче - самоидентифицироваться. До конца не удалось. Что, в общем-то, обрадовало - у такого сорта единомышленников единомыслие не в почете. Что исключает всякий карьерный рост и прибыли на почве шестидесятничества - ни партии путевой не создашь, ни бизнеса, ни профсоюза диссидентского. Только в историю впишут, если повезет. А если не повезет - тем более. В смысле: если на Таганку будут теперь пускать только через Маркса, то шансов войти в историю для порядочных людей - не оберешься.

Алексей Мельников.




Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован