В Самарской облдуме вчера прошли слушания по теме "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Самарской области". Жилищный фонд Самарской области составляет 62,5 млн. м2 общей площади. Ветхого жилья в губернии 891,3 тыс. м2, аварийного - 23,2 тыс. м2. Около 40% энергоустановок (котлов) выработали свой ресурс и подлежат замене. Свыше 1000 км тепловых сетей в городах и районах области имеют срок эксплуатации больше 20 лет. Потери тепла при эксплуатации достигают 30% произведенной тепловой энергии. Общий износ тепловых сетей составляет 50-60%.Модернизации требуют 30% мощностей водозаборов и 64% водопроводных сетей. 50% канализационных очистных сооружений перегружено, 75% эксплуатируются более 20 лет; в некоторых районах сооружения попросту отсутствуют. Среди основных причин проблем коммунального хозяйства - неэффективная финансовая и ценовая политика, отсутствие у получателей услуг влиять на количество и качество услуг, отсутствие конкуренции в сфере ЖКХ.
Необходимость реформы ЖКХ очевидна, однако большинство граждан считают, чтоединственным следствием станет 100%-ая оплата жилья и коммунальных услуг, причем 74% населения отмечает, что такие тарифы являются "непосильными", сообщает сайт "Самара сегодня".
Открывая заседание депутат Александр Колычев призвал докладчиков "рассказывать не о бедственном положении ЖКХ, а о положительном опыте работы". Участники слушаний рассмотрели "Концепцию реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на 2003 - 2010 гг.", представленную руководителемглавного управления ЖКХ Самарской области Сергеем Киселевым. Документ называет стратегическими задачами развития ЖКХ применение крнцессионных механизмов при управлении объектами коммунальной инфраструктуры, модернизацию и техническое перевооружение , снижение эксплуатационных затрат по содержанию жилья, совершенствование системы адресной социальной защиты населения. Прежде всего, по мнению разработчиков программы, органы государственного самоуправления должны прекратить вмешательство в сферы хозяйственной деятельности. Управление объектами инфраструктуры будет доверено предприятиям - частным, смешанным или государственным.
Концессия позволяет привлекать частные финансовые ресурсы, способствует более тесной связи между проектированием, строительством, эксплуатацией и обслуживанием. Практика показывает перспективы такого управления, уже выявлен ряд основных тенденций: так, наиболее привлекательными для инвесторов являются объекты водоснабжения. В Сызрани с июля 2001 года водопроводно-канализационное хозяйство на конкурсной основе переданы ООО "Сызраньводоканал" сроком на 5 лет. В первый же год инвесторы вложили в реконструкцию сетей и сооружений 10 млн. руб. В аренду переданы объекты ЖКХ в Клявлинском, Камышлинском и других районах области.
Что касается электроснабжения, предполагается создание в области коммунальной энергетики - как альтернативы естественным монополиям. Так, энергоустановка электрической мощностью 6 мВт (строительство аналогичной ведется в онкоцентре) может обеспечить теплом и электричеством населенный пункт численностью 15-20 тысяччеловек. Основная "ставка" в ходе реформ, по словам Сергея Киселева, должна быть сделана на внедрение новых технологий. Предполагается применение теплонасосныхсистем теплоснабжения, использующих в качестве повсеместно-доступного источникатепла низкого потенциала грунта поверхностных слоев земли. Такие системы успешно применяются в Швеции, Канаде , Германии и многих других странах. Основными направлениями развития коммунальной энергетики названы комбинированное производствотепла и электроэнергии и использование для получения энергии нетрадиционных источников. В сфере водоснабжения и водоотведения приоритетом станет устройство раздельного водоснабжения с использованием для питьевых нужд воды из подземных источников, а для технических нужд - из поверхностных источников. Для обеззараживания питьевой воды и стоков будут применяться ультрафиолетовые установки. Новые очистные сооружения будут иметь малую производительность и обслуживать до нескольких десятков домов.
Новая система экономических отношений в ЖКХ будет характеризоваться прямымидоговорными отношениями предприятий с потребителями. Кроме того, по словам Сергея Киселева, рассматривается вопрос о переходе на субсидирование в виде выплаты наличными деньгами: в районах, где проводится эксперимент, практически 100%-ая оплачиваемость услуг ЖКХ.
В результате слушаний были сформированы рекомендации Самарской облдуме, администрации области и органам местного самоуправления. В них содержатся предложения одобрить "Концепцию", совместно рассмотреть вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг, изучить опыт других регионов по реформированию ЖКХ и внести необходимые изменения в региональную законодательную базу, а также направить в правительство РФ обращение о разработке нормативных правовых актов, предусмотренных закономРФ "Об основах федеральной жилищной политики".
28.11.2003
http://www.regions.ru/news/1317206/