Казьмин хочет остаться государственным человеком
Доля Сбербанка России на рынке частных вкладов продолжает сокращаться. За прошлый год банк потерял почти 4%. Эта же тенденция наблюдается и в этом году. Однако крупнейший банк страны нисколько не обеспокоен сложившейся ситуацией. Напротив, его глава - председатель правления Андрей Казьмин - даже рад потере клиентов. Причем радость эта вызвана не тем, что укрепляются частные банки или уменьшается степень монополизма Сбербанка, а тем, что работать с частными вкладчиками слишком дорого. `Мы приветствуем этот процесс, так как розничный бизнес - предприятие чрезвычайно затратное, поэтому мы активно работаем над изменением нашей депозитной базы`, - заявил на днях Андрей Казьмин.
Это весьма необычное заявление. Особенно если учесть, что, по мнению большинства представителей банковского сообщества, именно розничный бизнес является основным ресурсом развития банковской системы. `Розничный бизнес - это, пожалуй, самый неосвоенный сектор в российском банковском бизнесе`, - считает вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. По мнению экспертов, сегодня те, кто не будет заниматься розницей, через некоторое время могут потерять свои позиции на рынке. `Сегодня те банки, которые не развивают работу с физическими лицами, могут стать вообще неконкурентоспособными`, - отмечает заместитель гендиректора `Банкс Софт Системс` Дмитрий Барсуков.
Правда, такая позиция Сбербанка во многом объясняет ставшее уже легендарным пренебрежительное отношение к своим клиентам. Зато в отличие от частных вкладчиков Андрей Казьмин совсем не хочет расставаться со своим привилегированным статусом госбанка. `Я не вижу аргументов в пользу приватизации Сбербанка, и я не вижу причин увязки отмены госгарантий по вкладам в Сбербанке с 2007 года с немедленным выходом государства из капитала`, - заявил Казьмин.
Первый заместитель Центрального банка Андрей Козлов недавно фактически поддержал главу Сбербанка в его стремлении сохранить статус-кво, хотя и не был столь категоричен. Он заявил, что о приватизации Сбербанка можно говорить только тогда, когда у него `появятся несколько достойных, может быть, не такого же размера, но такого же порядка конкурентов`. Правда, `раньше 2007 года этот момент не наступит, может быть, позже`, - сказал Андрей Козлов. Кроме того, по его мнению, есть еще одно препятствие для приватизации Сбербанка. `Я считаю, что в Стратегии развития банковского сектора написано правильно - вопрос о приватизации Сбербанка может быть рассмотрен не ранее, чем Сбербанк на полных основаниях и без всяких исключений войдет в систему страхования вкладов`, - считает первый зампред ЦБ. При этом он напомнил, что, согласно закону о страховании банковских вкладов, до 2007 года у Сбербанка есть `некоторые специальные условия`, иными словами, раньше говорить о приватизации нет смысла. Единственное, что Андрей Козлов готов отнять у Сбербанка, это госгарантии по вкладам. По его мнению, стоит `вернуться к этому вопросу во время весенней сессии Госдумы`.
Андрей Казьмин вообще не хочет слышать о приватизации даже в 2007 году. `Я не слышал прямых высказываний по этому поводу и придерживаюсь того, что решения по этому поводу должны быть взвешенными, а сейчас я не вижу аргументов, которые бы говорили в пользу приватизации Сбербанка`, - считает глава Сбербанка и добавляет, что в таком ключе он обсуждал эту проблему с Владимиром Путиным. В общем, монополизм Сбербанка пока, похоже, непобедим.
Петр Орехин, Надежда Молибог
материалы: Независимая Газета
http://nvolgatrade.ru/