Красная звезда. 2021. 1 февраля//http://redstar.ru/78007-2/
Владимир КОЗИН:
Принципиально важным в продлении Договора СНВ-3 является тот факт, что, наконец-то, американская сторона осознала реальную значимость этого соглашения и пошла на его пролонгацию без сомнительных предварительных условий и дополнений, завышенных требований, которые безуспешно пыталась навязать нашей стране администрация Дональда Трампа в течение практически всех четырёх лет пребывания у власти.
Новое американское военно-политическое руководство во главе с Джозефом Байденом проявило довольно ответственный подход, чтобы отделить архиважные проблемы стратегической стабильности и контроля над вооружениями от политической конъюнктуры, а также от непрофессиональных пожеланий, преследовавших получение односторонних преимуществ исключительно для американской стороны.
Военно-политическое и геополитическое значение продлеваемого договора заключается в том, что он остаётся в том неизменном виде, в каком был подписан в апреле 2010 года в Праге и вступил в силу после обмена ратифицированными грамотами сторон 5 февраля 2011 года. Все заявления и оговорки сторон, а также военно-политические и военно-технические элементы пакета ратификационных документов сторон также остаются в силе.
Продлеваемый документ сохранит максимальные лимиты на количество ядерных боезарядов стратегического назначения по 1550 для каждой стороны и по 800 их оперативно развёрнутых и оперативно неразвёрнутых носителей. Он не запретит сторонам модернизировать свои национальные ракетно-ядерные системы и оставит в неизменном виде согласованный в договоре адекватный инспекционный механизм проверки его соблюдения. Договор СНВ-3 в продлённом виде не ограничит состав, структуру и возможность модернизации подобных вооружений Российской Федерации. Он также не запретит России создавать новые перспективные виды и типы вооружений, которые радикально укрепляют её национальную оборону и безопасность.
Россия рассчитывает использовать пять лет существования Договора СНВ-3, чтобы развернуть с Соединёнными Штатами углублённый и интенсивный диалог о будущем контроле над вооружениями по многим направлениям, а на каком-то этапе и переговоры по выработке Договора СНВ-4.
В Российском МИД подчёркивают, что будущие договорённости в рамках договора возможны только на сугубо паритетной и равноправной основе. Хотя на Смоленской-Сенной площади знают, что США проявляют беспокойство по поводу российских перспективных систем вооружений стратегической дальности, тем не менее отмечают, что в данном вопросе существуют только «поля для диалога», а не площадки для формулирования односторонних уступок в ущерб интересам национальной безопасности России.
Одновременно Москва предлагает Вашингтону на основе расширения стратегической повестки дня выработать «новое уравнение безопасности», которое учитывало бы эволюцию военно-технических и военно-политических аспектов безопасности и включало бы в него все наступательные и оборонительные ядерные и неядерные вооружения.
При условии скрупулёзного соблюдения этого договора Соединёнными Штатами продлеваемый военно-политический акт может послужить активным инструментом для поддержания стратегической стабильности в мире и безопасности в глобальном измерении, а также стать основой для последующего сокращения СНВ сторон и дать стимул к достижению других договорённостей в области контроля над вооружениями.