17 сентября Верховная Рада приняла пакет законопроектов, необходимых для реструктуризации государственного и гарантированного государством долга. Парламентарии и члены Кабмина уже назвали это голосование знаковым для страны, а МВФ приветствовал решение парламента поддержать инициативы правительства. Что ж, событие действительно эпохальное: решение, за которое в сессионном зале отдали голоса более 300 народных избранников, наши потомки назовут сдачей национальных интересов.
Дабы парламентарии проголосовали за откровенно невыгодные условия реструктуризации госдолга, Кабмин пустил в ход свой излюбленный инструмент ― шантаж и манипуляции. Премьер и министр финансов в унисон убеждали депутатов: если ВР не поддержит инициативу правительства, то повышения соцстандартов для рядовых граждан не будет, а Украину уже в ближайшее время ожидает дефолт. Провластная команда искусно манипулировала общественным мнением, играя на самой болезненной для доведенных до нищеты украинцев теме ― повышении зарплат и пенсий. О том, что зарплаты и пенсии вырастут лишь на 13% впервые с 2013 года (а национальная валюта за это время обесценилась практически в три раза), провластные политики предпочитали не вспоминать.
Каковы же условия сделки Киева с кредиторами? Не так давно премьер-министр Арсений Яценюк пафосно заявил о том, что кредиторы согласились списать Украине 20% госдолга, а по оставшейся сумме страна получила отсрочку на 4 года. Однако премьер, как обычно, всей правды не сказал. Дьявол кроется в деталях, и детали эти правительство всеми силами пытается утаить от народа. За «щедрость» кредиторов Украине придется переплатить в разы. Причем не единожды.
Во-первых, обязательным условием сделки является повышение ставки на оставшиеся 80% госдолга ― с 7,22 до 7,75%. И если тело кредита Украина действительно может не выплачивать в следующие четыре года, то проценты придется платить, и платить исправно. По словам министра финансов, до 2019 года только на обслуживание оставшегося долга Киев потратит $4,46 (!) млрд. А в последующие годы придется возвращать и сам кредит, и существенно возросшие проценты.
Во-вторых, списание части госдолга не является безусловным, как это пытается преподнести нам правительство. Взамен Украина обязалась выпустить новые ценные бумаги — деривативы ― на период с 2021 по 2040 год с привязкой к росту ВВП. С 2021-го, если годовой рост экономики будет составлять от 3 до 4%, Украина обязана будет платить кредиторам по 15% от суммы сверх трехпроцентного роста. В годы, когда рост ВВП составит более 4%, выплата возрастет до 40% от суммы, превышающей рост в 4%. Правда, есть оговорка: до 2025 года платеж кредиторам не может превышать 1% ВВП, а сам внутренний валовой продукт должен составить $125 млрд.
Таким образом, реструктуризация госдолга на условиях, предложенных комитетом кредиторов и спешно одобренных правительством Яценюка и ВР, грозит Украине долговой кабалой на долгие годы. Пытаясь хоть как-то оправдать будущие огромные переплаты по госдолгу, Наталья Яресько «успокоила» граждан: дескать, на бурный рост ВВП она не рассчитывает. «Из 24 лет независимости украинская экономика лишь девять лет росла темпами выше 3%», ― отметила министр.
Подобное заявление из уст реформатора с мировым именем (а именно так нам представляли госпожу Яресько) — это либо свидетельство запредельного непрофессионализма главы Минфина, либо откровенное признание в том, что украинский министр с американскими корнями работает против Украины и ее народа. После пиковых падений экономика всегда демонстрирует рост. Я твердо уверен, что команда профессиональных экономистов, способных на действенные реформы, способна не только остановить падение украинской экономики, но и обеспечить ее стабильный рост. Я не сторонник составления прогнозов, но могу напомнить, что в истории Украины уже был период, когда темпы роста ВВП составляли свыше 12% (это было в 2004 году, тогда нашу экономику считали самой перспективной на постсоветском пространстве). Убежден, при грамотном управлении страной экономика может и будет расти стремительными темпами. Если сегодня вывести украинскую экономику из тени (а, по оценкам экспертов, в тени остается до 60%), восстановить торгово-экономические связи с нашими стратегическими партнерами в странах СНГ и ЕАЭС, возобновить работу промышленных гигантов, в том числе в высокотехнологичных отраслях, и создать условия для развития малого и среднего бизнеса, то мы получим мощнейший рост. Спрос на новейшие технологии обеспечит развитие науки, а модернизация промпредприятий повысит конкурентоспособность отечественной продукции на внешних рынках. Только так, напряженно работая над развитием страны, можно обеспечить стабильный экономический рост на многие годы, добиться настоящей независимости и процветания.
Я верю в украинский народ, в то, что он способен обеспечить экономический рост страны, и именно поэтому убежден: реструктуризация на условиях Яценюка-Яресько, которые поддержал парламент, — это преступление против государственности Украины, ее экономического суверенитета, ее будущего.
Виктор Медведчук
Украинский выбор