На внеочередном октябрьском заседании областного Законодательного собрания депутаты избрали своего представителя в Совете федерации. На первый взгляд кандидатура Виктора Добросоцкого, предложенная на рассмотрение коллег председателем регионального парламента Николаем Девяткиным, могла показаться неожиданной. Добросоцкий работает в Пермской области недавно, в политических кругах Прикамья до последнего времени широкой известностью не пользовался. Впрочем, по мнению Николая Девяткина, от сенатора в первую очередь требуется не опыт политика-практика, а юридическая и экономическая подготовленность к работе в верхней палате Федерального Собрания России. В интервью "Деловому Прикамью" спикер рассказал о том, почему он настаивал на избрании в сенаторы заместителя генерального директора 000 "Минерал Трейдинг" и в чем он видит первоочередные задачи парламентского представителя в Совете Федерации.
- Николай Андреевич, согласование с депутатами представленной Вами кандидатуры продолжалось около месяца. Легко ли происходил этот процесс?
- Процесс прошел два этапа. Сначала депутаты рассмотрели и приняли документ, регулирующий взаимоотношения Законодательного собрания и представляющего его интересы сенатора. После того как "правила игры" были определены. стало гораздо легче вести переговоры с возможными кандидатами. Разговор с каждым из них строился очень просто: "Готовы ли вы неукоснительно исполнять Положение о взаимодействии, в том числе регулярно отчитываться о проделанной работе перед законодателями Пермской области?" Виктор Иванович Добросоцкий, прочитав Положение, сразу сказал: "Да, безусловно".
- Каковы, кроме регулярной отчетности, другие важнейшие принципы взаимодействия парламентариев и сенатора?
- Если принято решение Законодательного собрания обратиться к представителю в Совете Федерации или Государственной Думе отстаивать в интересах области ту или иную позицию, последний обязан делать это и голосовать так, как рекомендуют пермские депутаты. Минимум раз в квартал сенатор должен проинформировать парламентариев о том, какие их поручения выполнены, а какие нет. Учитывая все это, я и выходил на согласование кандидатуры Виктора Добросоцкого со своими коллегами. После личных встреч с кандидатом большинство депутатов выразили готовность его поддержать
- Что Вы можете сказать о Добросоцком как человеке и профессионале? - По послужному списку Виктора Ивановича можно увидеть, что у него есть богатый опыт работы в бизнесе, был он и депутатом Сегодня он представляет структуру, расположенную на территории Пермской области, а значит, работает в интересах развития экономики Западного Урала. Немаловажны и его опыт, знания как ученого:
он - доктор экономических наук профессор Академии народного хозяйства имени Плеханова. Кроме того, Добросоцкий работал в Министерстве сельского хозяйства и обладает неплохими лоббистскими возможностями. Кстати, в бытность свою сенатором, я трудился в комитете по аграрной политике и смог убедиться в том, что Виктор Иванович хорошо знает ситуацию в агропромышленном комплексе, в том числе и в Прикамье.
То же самое можно сказать и о его понимании ситуации в промышленности, причем не только в добывающей и перерабатывающей, но и, скажем, в машиностроении.
- Перед тайным голосованием депутаты обсуждали представленную кандидатуру в закрытом режиме. Чем была вызвана такая необходимость - ведь с Добросоцким каждый из парламентариев уже пообщался лично? Может быть, кандидат излагал свою "сенаторскую программу"?
- Нет, ни с какой программной речью кандидат в сенаторы не выступал - как раз потому, что позиции были уже согласованы.
- Николай Андреевич, Вы затронули тему лоббирования интересов агропромышленного комплекса Прикамья - тему, хорошо знакомую Вам по работе как в областном парламенте, так и в сенате. Что, на Ваш взгляд, может сделать в этом направлении новый сенатор?
- Первым делом необходимо содействовать как можно более скорому принятию Федерального закона "О социальном переустройстве села". Это важнейший законопроект, прошедший "по первому кругу" Государственную Думу и Совет Федерации, но, в силу ряда замечаний, не подписанный президентом. Теперь проект закона доработан, и, на мой взгляд, его необходимо принять. За все время моей депутатской деятельности я впервые вижу столь необходимый для развития российского села закон. Надо сделать все возможное для того, чтобы он вступил в силу уже с 1 января 2002 года.
- Что даст этот закон селу?
- Если вкратце, он создаст для работников АПК стимулы, позволяющие удержать люден от переезда в город, от перехода на работу в другие отрасли экономики. Он поможет создать приемлемые условия жизни для селян, повысить уровень социальных гарантий. Например, люди, прожившие три года в сельской местности, согласно закону, получат право на льготный кредит на строительство дома, приобретение или капитальный ремонт имеющегося жилья. Определенные льготы положены вновь прибывшим на село, чтобы дать им возможность закрепиться там. Закон определяет порядок и требования к дорожному строительству на селе, его инженерно-техническому обустройству. Исполнение конкретных программ должно финансироваться из федерального бюджета.
- В Пермской области действуют Закон "О промышленной политике" и долгосрочная программа развития промышленности Прикамья. Будучи сенатором. Вы активно лоббировали интересы развития промышленности региона, обеспечивая исполнение упомянутых закона и программы в части, "завязанной" на федеральный уровень...
- Это одна из важнейших обязанностей сенатора.
Депутаты Законодательного собрания обозначили Виктору Добросоцкому ряд проблем, стоящих перед экономикой области, касающихся различных ее отраслей: промышленности, малого и среднего бизнеса, АПК. Право законодательной инициативы, которым обладает член Совета Федерации, является мощным инструментом решения проблем экономического развития региона и должно эффективно использоваться в его интересах. В качестве примера приведу программу поддержки отечественной авиационной промышленности, с которой Совет федерации дважды выходил на правительство. Насколько мне известно, эта программа рассмотрена кабинетом министров и одобрена - то есть сенаторы своего добились.
- Сейчас параллельно идет работа над федеральным и областным проектами бюджета на 2002 год. Не секрет, что в результате изменений, внесенных в налоговое законодательство, бюджет Пермской области потерял более миллиарда рублей. Можно ли - в том числе с помощью сенаторов от Прикамья - компенсировать хотя бы часть выпадающих доходов облбюджета?
- Необходимо добиваться, чтобы области компенсировали - либо по взаиморасчетам, либо оставив региональному бюджету какую-то долю доходов от налога на добавленную стоимость - расходы на предполагаемое повышение зарплаты бюджетникам, а это ни много ни мало около пяти миллиардов рублей.
Это - задача номер один. Кроме того, все федеральные законы, связанные с предоставлением льгот ветеранам, инвалидам, другим категориям населения, должны в полной мере исполняться за счет российского бюджета. Надо срочно решать вопрос о полном финансировании из центра федеральных учреждений, расположенных на территории области: сегодня они зачастую получают деньги по линии министерств и ведомств лишь на зарплату.
- Имея богатый опыт работы в Совете федерации, будете ли Вы помогать своему преемнику акклиматизироваться в сенате?
- В обязательном порядке.
Анатолий Москвин
http://www.alpha.perm.ru/