Рост банкротств юридических лиц на территории Российской Федерации за последние 7 лет составил 40%. Из них более половины — это производственные и научно-инновационные предприятия.
Негативные последствия от закрытия производственных предприятий очевидны и выражаются как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, среди которых важно указать:
Говоря о защите отечественного производителя, стоит помнить о том, что зарубежные страны стимулируют свои отрасли производства, путем дотаций, госпрограмм по поддержке экспорта, антикризисного управления, через дешевые деньги и налоговые льготы. Сюда же относятся и санкции - агрессивная мера протекционизма зарубежных компаний с помощью ввода ограничение для российских производителей. Поэтому крупные международные компании могут позволить себе демпинг, тем самым, не оставляя шансов отечественному производителю. Примеров, когда из-за минимальной цены в ходе конкурсных торгов отбирается импортный поставщик множество. Уже сформировалась ситуация, когда за несколько лет российские производители при импортном демпинге не выдерживают конкуренцию, закрывают производство и именно в этот момент происходит поднятия цены на данный вид продукции в два раза. Неоднозначная ситуация и с получением лицензии на технологические процессы от зарубежных производителей, работающих на территории Российской Федерации. Здесь необходимо внимательно рассмотреть долгосрочные последствия. Это отдельная тема внимательного изучения и обсуждения с профильными специалистами.
Таким образом можно с уверенностью заявить - сегодня нет эффективного механизма предупреждения банкротства на ранних стадиях, который позволит прежде всего сохранить производственные и научные компетенции. В этой связи остро стоит вопрос создания государственной структуры, которая бы осуществляла процедуры предупреждения банкротства, особенно производственных предприятий. Отмечу, что в рамках ГК «Ростех» уже создан эффективно работающий механизм именно спасения и предупреждения негативных последствии от банкротства. Такой успешный пример ГК «Ростех» необходимо взять за основу с целью активного расширения опыта координации бизнеса с государством в рамках «Центра Санации Бизнеса» (ЦСБ).
Повторю, что основная задача ЦСБ — это оказание поддержки и содействие предпринимателям в сохранении производства, предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности должников путем осуществления комплекса необходимых мероприятий для того, чтобы обеспечить дальнейшее функционирование этого бизнеса. Основной мерой оздоровления производственных предприятий должно стать обеспечение санируемого предприятия государственными заказами для поддержки производства и обеспечения государственного спроса.
Для реализации данной инициативы потребуются соответствующие полномочия и совместная работа профильных ведомств. Например, содействие АО «Корпорация МСП» поспособствует осуществлению комплекса мер, финансового, экономического, организационного, правового и социального характера, которые будут направлены прежде всего на преодоление внутреннего кризиса предприятий.
На сегодняшний день уже состоялись широкие обсуждения с государственными учреждениями, субъектами РФ и бизнес сообществом по актуальности создания ЦСБ и совместной разработки программы санации предприятий.
Подчеркну, что только одних финансовых инструментов для оздоровления производственных предприятий недостаточно, необходимо защитить производителей с помощью спроса на их продукцию, выработать рабочий механизм получения квот на госзаказ от госмонополий. Кроме того, обеспечение гарантией реализации продукции санируемого предприятия в рамках госзаказа, позволит производителю рассчитывать на возможность получения льготной ставки по кредиту на выполнения данной программы.
Здесь необходима координация всех участников рынка для обеспечения здорового протекционизма на рынке и выстраивание прозрачного механизма работы ЦСБ.