Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства не должен предусматривать изъятие земельных участков у прежних собственников, заявил корреспонденту "ФК-Новости" председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. Он рассказал, что на днях состоялось совместное заседание комитета по промышленной политике, комитета по делам Федерации и региональной политике и комитета по вопросам местного самоуправления. На этом заседании сенаторы рассмотрели предложения, направленные на обеспечение интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при определении правительством РФ порядка установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. "Наша цель была простая - мы должны были определить, каким образом можно обеспечить интересы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при определении правительством РФ порядка установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Сделать это было необходимо в связи с вступлением в силу закона "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса РФ", - пояснил Завадников.
Речь в первую очередь идет о землях, связанных с объектами электроэнергетики. Он пояснил, что формирование земельных участков под охранными зонами и переход прав собственности или аренды на них в пользу владельцев объектов электроэнергетики следует считать нецелесообразным, так как ограничению в охранных зонах подлежат лишь отдельные виды деятельности, например: рытье траншей, разжигание костров или строительные работы. При этом остальные виды использования земельных участков в таких зонах, в том числе: сбор грибов и ягод, выращивание плодовых деревьев и кустарников, проезд техники установленных габаритов, сельскохозяйственные работы - не запрещаются.
Приобретение владельцами объектов электроэнергетики в собственность или аренду участков, занятых охранными зонами, по мнению сенатора, приведет к длительному изъятию уже существующих участков у прежних собственников и потребует заключения договорных соглашений со всеми их владельцами. Кроме того, такой подход приведет к значительному отвлечению оборотных средств у организаций электроэнергетики, что в итоге вызовет дополнительный рост тарифов на электроэнергию.
"По сути, оформление публичного сервитута на такие участки земель будет означать предоставление владельцам объектов электроэнергетики ограниченного права пользования чужими земельными участками (в целях обеспечения безаварийного функционирования объектов электроэнергетики), но не должно касаться ограничений на разрешаемые виды деятельности для владельцев земельных участков", - подчеркнул Завадников. В связи с этим, отметил он, было принято решение направить в Правительство Российской Федерации следующие предложения:
- установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства, объектов электрических сетей и иных определенных законодательством Российской Федерации объектов электроэнергетики должно производиться на основании особых условий использования земельных участков независимо от категории земель;
- охранные зоны не должны рассматриваться как самостоятельные объекты гражданских прав в части формирования участков, занятых этими зонами и перехода прав собственности на них;
- особый режим использования охранных зон объектов электроэнергетики состоит в ограничении определенных видов хозяйственной деятельности владельцев участков и иных лиц на праве собственности, а также в предоставлении прав владельцам объектов электроэнергетики заниматься на таких участках деятельностью по ремонтно-эксплутационному обслуживанию своих объектов.
"Кроме того, как я уже отмечал ранее, порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства не должен предусматривать изъятие земельных участков у прежних собственников земель, землевладельцев, землепользователей, а также запретов на совершение сделок с земельными участками", - заключил Завадников.
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=162596
11.12.2007