Прозвучавшие в понедельник на расширенном заседании правительства РФ предложения Владимира Путина по изменению механизмов выборов глав российских регионов и депутатов Госдумы, а также по формированию нового федерального органа - Общественной палаты продолжают комментировать политики и эксперты. Свою точку зрения на новые президентские инициативы в интервью парламентскому обозревателю Страны.Ru Айдыну Мехтиеву изложили члены Совета Федерации.
Вячеслав Новиков, заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету:
- Вячеслав Александрович, как вы оцениваете инициативу изменения механизма избрания глав субъектов Федерации, предложенную президентом страны?
- В выступлении Владимира Владимировича было две позиции, которые касаются достаточно серьезных изменений в формировании органов государственной власти на территории Российской Федерации. Речь идет как о федеральных органах - формировании Госдумы по пропорциональной системе, - так и о субъектах Федерации, где предполагается избирать губернаторов по представлению президента России представительными органами власти. Также речь идет о муниципальных образованиях, где сформирована только идея некоторого аналога выстраивания вертикали исполнительной власти.
В этих тезисах есть две вещи. Есть общее направление, то есть некая идея, если хотите, стратегия реформирования. Второе - это детали. То есть те механизмы, которыми должна быть наполнена эта инициатива. Мы с вами прекрасно понимаем, что проблема таится именно в деталях. Поэтому я считаю, что эту инициативу, безусловно, нужно поддерживать как общую идею укрепления власти в Российской Федерации, особенно в свете последних событий. А детали, конечно, нужно обсуждать. Это вопрос, который требует обсуждения, - какие механизмы будут, как это будет устроено и т.д.
- Считаете ли вы, что сенаторы готовы поддержать эту инициативу в целом?
- Я думаю, что сенаторы будут готовы обсуждать этот вопрос и находить наиболее оптимальный способ реализации этой стратегии.
- Как вы оцениваете другую инициативу главы государства - об упразднении выборов депутатов Госдумы по одномандатным избирательным округам и переходе на пропорциональную систему выборов?
- Безусловно, я считаю, что этот шаг повысит эффективность деятельности Госдумы. Дело в том, что один из серьезных недостатков нашей политической системы состоит в том, что избираемые представители по существу лишены механизма обратной связи и стратегической ответственности. То есть, грубо говоря, мы можем представить такую ситуацию, что человек собрался избираться на один срок, и при этом он не несет никакой ответственности перед своими избирателями. А партийная система - это очень серьезный механизм ответственности, так как партия на один раз не избирается, собирается достаточно долго бороться за власть и присутствовать во власти, и, следовательно, дать своим активистам возможность и перспективу продвижения.
Так что это нормальный путь. Проблема здесь опять в деталях. Вопрос в том, как это реализовать, какие будут сроки, каковы будут механизмы, чтобы эту ответственность усилить. Ибо в противном случае мы можем получить в итоге безответственную партию, которая, пользуясь всеми другими механизмами, будет стремиться удержаться у власти. Поэтому здесь необходимо обсуждать детали, это самое главное.
Геннадий Бурбулис, председатель комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий СФ:
- Геннадий Эдуардович, считаете ли вы, что инициатива изменения механизма избрания глав субъектов Федерации направлена на усиление президентской власти?
- Я думаю, что здесь точнее было бы говорить не об усилении президентской власти, а о намерении президента разделить ответственность за деятельность высших должностных лиц на уровне краев, областей и республик. И тем самым взять ответственность за работу муниципальных органов. И хочу надеяться, что все, кто конструктивно сегодня подходит к тем проблемам, которые требуют умелого и эффективного решения, сделали акцент не на эту политизированную формулу `усиление президентской власти`, а на содержательную, качественную и социальную формулу. Президент берет на себя дополнительную ответственность и приглашает разделить эту ответственность за положение дел в стране тех глав республик, областей и краев, которые будут им назначены и пройдут утверждение со стороны законодательных органов в субъектах Федерации.
Но ключевым моментом здесь является реальный перечень тех полномочий и прав, которыми при этом будут, наконец-то, внятно наделены главы исполнительной власти на местах. И я думаю, что члены Совета Федерации в абсолютном большинстве поддержат эту стратегию главы государства. Прежде всего, имея в виду тот механизм принятия решений и их исполнения, который может нас защитить от новых трагедий и помочь более эффективно, действенно и персонально ответственно решать те проблемы, которых у нас накопилось много.
Идея назначения глав субъектов Федерации местными законодательными органами по представлению президента, кроме ее привлекательности с внешней стороны, имеет также другой аспект. Во-первых, нужно соблюдать Конституцию. Во-вторых, найти ту правовую конструкцию, которая бы соединила в себе потребности в этой эффективной и согласованной вертикали власти и одновременно усилила бы ее связь с населением и ее легитимность в глазах избирателей.
Поэтому сегодняшняя формула о том, что президент кандидатуру выдвигает, и она должна избираться законодательным органом субъекта Федерации, полностью снимает эту двусмысленность. Орган, избранный населением региона, в делегированной ему форме поддерживает кандидатуру, выбранную президентом России, или рекомендует ему внести другую кандидатуру, что тоже позволяет здесь более качественно подойти к этому процессу.
- Как вы оцениваете предложение президента создать Общественную палату?
- Это предложение нужно рассматривать в единстве с вышеупомянутым вопросом. А именно, речь идет об инициативе президента формировать Общественную палату, то есть так называемый `народный парламент`. Здесь глава государства без какой-либо двусмысленности говорит о том, что у этого органа должна быть функция общественного контроля за деятельностью государственных лиц и органов. Для меня очевидно, что такие общественные палаты могут быть созданы и в суде, и на федеральном уровне. И тогда, если нам удастся грамотно их сформировать, то уже нельзя говорить о какой-то бесконтрольности или всепоглощающей независимости этих назначенных и избранных глав.
Президент страны отдает себе отчет в том, что общественная палата, наверное, будет в одинаковой мере интересоваться также деятельностью самого главы государства и подчиненных ему структур: администрации, Совета безопасности, внутренней и внешней политики, правоохранительных органов. Я считаю, что такие общественные палаты должны быть созданы и в субъектах Федерации, так как это будет стимулировать участие общественности, гражданского общества в деятельности властных структур.
- Как вы оцениваете идею изменения механизма избрания депутатов Госдумы и перехода к выборам по партийным спискам?
- Я думаю, что такого рода изменение не приведет в одночасье к усилению эффективности работы Госдумы, потому что пока у нас нет политических партий, и выборы на партийной основе - это вопрос длительного формирования полноценных партийных структур. Думаю, что это будет самый трудный вопрос среди тех решительных предложений, которые внес президент страны.
Национальная информационная служба Страна.Ru
http://nvolgatrade.ru/