27 января 2006
3422

Сергей Аристов в Госдуме принял участие в работе `круглого стола`

26 января Статс-секретарь - заместитель Министра транспорта Сергей Аристов в Госдуме принял участие в работе "круглого стола", где обсуждался проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации".

27.01.06 " INFOLine, ИА (по материалам Министерства транспорта) " Advis.ru " Официальный представитель Правительства Российской Федерации по данному законопроекту в Госдуме, Статс-секретарь - заместитель Министра транспорта Сергей Аристов заявил, что задачей законопроекта является развитие авиации общего назначения в соответствии с поручением Президента. Работа ведется в двух направлениях. Первое - необходимо убрать ограничения в Воздушном кодексе, касающиеся запретов на определенные действия авиации общего назначения или неточного толкования - что из себя представляет малая авиация. Второе - нужно дополнить Кодекс нормами, способствующими развитию авиации общего назначения. Стимул такому развитию даст снижение уровня требований. При этом, по словам Сергея Аристова, необходимо отметить, что в условиях недосформированных механизмов саморегуляции в этой сфере, авиация общего назначения пока не выйдет из под контроля государства. Но в будущем предполагается возможность перехода от разрешительных форм государственного контроля в сфере малой авиации к уведомительным.
Позиция Минтранса относительно поправок в Воздушный кодекс.
К вопросу об определении "эксплуатант АОН" и регистрации эксплуатантов АОН в связи с предлагаемыми поправками к проекту федерального закона No 168070-4 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Пункт 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации дает определение "эксплуатанта":
"3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта".
Можно говорить, что определение не очень удачное, потому что напрямую не обязывает гражданина или юридическое лицо получить сертификат (свидетельство). Но в контексте статьи 8 Воздушного кодекса это определение целесообразно сохранить, чтобы не разрушить всю концепцию регулирования в области гражданской авиации.
Поправки, предлагающие отказ от регистрации эксплуатантов АОН (отменяющие необходимость наличия свидетельства о регистрации посредством изъятия из определения эксплуатанта слов "и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта"), направлены не на развитие АОН, а на разрушение государственной системы контроля и надзора в области гражданской авиации, что недопустимо ни с точки зрения обеспечения безопасности полетов, ни с точки зрения национальной безопасности. Эти поправки поддерживать нецелесообразно по следующим причинам:
1. В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерация "Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами" и это право неотъемлемо.
В то же время, использование воздушного судна для полетов, представляет определенную опасность для других лиц, животных и растений, поэтому выполнение полетов возможно только при соблюдении специальных требований к тому, кто будет осуществлять такую деятельность, т.е. возникает необходимость получить специальное право, что предусмотрено законодательством Российской Федерации .
Кроме известных требований к подготовке пилотов, летной годности воздушного судна и его регистрации, есть и другие, обязательные к исполнению, требования. Так в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, например, части II Приложения 6:
"8.3.1 Владелец самолета ведет учет следующих эксплуатационных параметров:
а) В отношении всего самолета:
- фактическая масса и центровка пустого самолета;
- оборудование, которое установлено дополнительно или снято с самолета;
- вид и объем работ по техническому обслуживанию и доработке и время эксплуатации, а также даты выполнения работ;
- хронологический перечень проверок на соответствие указаниям в отношении летной годности и методы установления соответствия.
b) В отношении основных агрегатов:
- общая продолжительность эксплуатации;
- дата последнего капитального ремонта;
- продолжительность эксплуатации со времени последнего капитального ремонта;
- дата последнего инспекционного осмотра.
c) В отношении тех приборов и оборудования, эксплуатационная надежность и срок службы (ресурс) которых определяется продолжительностью их эксплуатации:
1) продолжительность эксплуатации, регистрация которой необходима для определения их эксплуатационной надежности или расчета их срока службы (ресурса);
2) дата последнего инспекционного осмотра.
8.3.2 зарегистрированные данные, указанные в п. 8.3.1, хранятся в течение 90 дней после выработки срока службы (ресурса) соответствующего агрегата.
8.3.3 Арендатор самолета соблюдает соответствующие требования, содержащиеся в пп. 8.3.1 и 8.3.2, в течение срока аренды самолета".
Приведенный перечень требований к владельцу для получения специального права - права на использование воздушного судна в полете далеко не исчерпывающий.
Способность исполнять эти требования может быть подтверждена только путем регистрации владельца в качестве эксплуатанта АОН.
При отмене регистрации эксплуатантов АОН бесконечно будут продолжаться полеты незарегистрированных воздушных судов, списанных по выработке ресурса, получивших повреждения в авиационных происшествиях и кустарно восстановленных, и т.п., как фактически предлагают представители некоторых "общественных объединений" и тех лиц, которые их поддерживают. Уже сегодня таких фактов много, можно вспомнить серию авиационных происшествий в районе аэродрома МЯЧКОВО.
Реализовать международный стандарт можно было бы путем регистрации "владельца", но тогда нужно будет придумать другой термин, чтобы отличать владельцев, подтвердивших способность исполнять эти требования и безопасно выполнять полеты от тех, которые приобрели воздушное судно, но не имеют права использовать его для полетов.
В противном случае гарантированное право "иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им" будет ограничено Воздушным кодексом.
В этом плане термин "эксплуатант" и есть заменитель термина "владелец, подтвердивший право на эксплуатацию воздушного судна"
2. Исключение понятия "эксплуатант АОН" сделает невозможным реализацию главы IV Воздушного кодекса, т.к. государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации (в том числе АОН) возможен только при учете всех лиц (юридических и физических), осуществляющих эту деятельность.
Метод контроля один - плановые или внеплановые проверки эксплуатантов, потому что в воздушном пространстве нет инспекторов, как на дорогах и остановить нарушителя будет сложно, а с учетом сегодняшнего радиолокационного поля - просто невозможно.
3. Реализовать потребность в полетах каждый человек может, объединившись с другими в аэроклуб, что не потребует индивидуальной регистрации, или, при нежелании вступать в аэроклуб, самостоятельно зарегистрировавшись в качестве эксплуатанта.
Сегодня практика такова, что ряд аэроклубов не регистрируются в качестве юридических лиц (статья 3 Федерального закона от 19.05.95 No 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривает такую возможность). Причина одна - нежелание отвечать своим имуществом за возможный ущерб, причиненный третьим лицам. Поэтому некоторые аэроклубы не имея возможности зарегистрироваться в качестве эксплуатантов АОН, предлагают упразднить само понятие и, в результате, выплеснуть вместе с грязной водой и ребенка.
С учетом изложенного Минтрансом не поддерживается предлагаемая поправка.
________________________________________
Таким образом, поправка, изложенная в пункте 21 Таблицы поправок, может быть поддержана только в части замены в 3 и 4 пунктах статьи 61 Воздушного кодекса слова "гражданин" словом "физическое" в соответствующем падеже.
Но при этом необходимо будет и в статье 7 Воздушного кодекса слова "граждан Российской Федерации" заменить словами "физических лиц".
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован