13 июня 2007
3443

Сергей Богданчиков:`Такой объем необходим, чтобы во всех портах осуществлялись работы по плану`

Накануне проведения общего собрания акционеров руководство "Роснефти" обнародовало свои амбициозные планы по освоению российского шельфа. По подсчетам главы нефтяной госкорпорации Сергея Богданчикова, только в развитие специальной инфраструктуры для разработки шельфов Дальнего Востока и Арктики надо вложить в течение ближайших 13 лет около 84 млрд долларов. Еще в мае амбиции "Роснефти" были намного скромнее - 9 млрд до 2015 года.
К 2020 году необходимо построить 49 платформ и около 200 специальных подводных комплексов на общую сумму 2 трлн рублей, а также танкерный флот из 81 судна, который обойдется еще в 220 млрд рублей. При этом потребность "Роснефти" в судах в настоящее время составляет 27 единиц флота на сумму 1,2 млрд долларов. "Такой объем необходим, чтобы во всех портах осуществлялись работы по плану", - заявил Сергей Богданчиков на конференции "Морская деятельность России: ключевые проблемы развития".

Таков ответ руководства "Роснефти" на планы правительства передать освоение российского шельфа в руки двух крупнейших государственных нефтегазовых компаний. Напомним, что в начале июня глава Минпромэнерго Виктор Христенко на министерской конференции "Энергетика в изменяющемся мире" в Париже заявил, что шельфовые месторождения России будут переданы для разработки и использования российским компаниям, в которых государство является основным акционером. При этом министр отметил, что на освоение арктического и дальневосточного шельфа возможно распространение того же преференциального режима, как и для месторождений Восточной Сибири.

"Если кто-то посчитает, что освоение шельфа - это слишком легкая работа для этих двух компаний, то речь идет о шельфе Арктики и Дальнего Востока, а это потребует тех же преференций, что и для Восточной Сибири", - подчеркнул Христенко и напомнил, что введение налоговых каникул для этих месторождений в значительной степени простимулировало начало их освоения.

Похоже, что именно это обещание ввести налоговые преференции и повлияло на изменение планов "Роснефти". Как напоминает аналитик "Объединенных стратегических консультантов" Лев Штехель, ранее "Роснефть" планировала освоение шельфа лишь до 2015 года. Кроме того, вложения в строительство необходимых судов оценивались в гораздо более скромную сумму - в 9 млрд долларов, при этом планировалось построить всего лишь 100 единиц флота. Такие планы госкомпания объявляла совсем недавно - в мае на заседании президиума Госсовета и Морской коллегии, посвященном развитию инфраструктуры морского транспорта России.

Однако налоговые послабления - далеко не все, что нужно "Роснефти" для достижения поставленных целей по освоению российского шельфа: с 2010 по 2020 годы намечено резкое увеличение объемов нефте- и газодобычи в прибрежной зоне. Прогнозируется, что за это время объемы добычи на морском шельфе России, который составляет 21% площади шельфа Мирового океана, увеличатся в десять раз: нефти - с 10 млн тонн в год до 95 млн тонн, газа - с 30 млрд куб. м в год до 320 млрд. Сергей Богданчиков отметил, что сдерживающим фактором для активной работы является несовершенство законодательной базы, в результате чего за четыре года не было выдано ни одной лицензии на изучение и разработку шельфа. Кроме того, он отметил необходимость завершения переговоров об определении морских границ с рядом государств, в частности на Черном море с Украиной, на Баренцевом море с Норвегией и на Каспии с Ираном.

Но даже если все эти проблемы будут решены, не совсем понятно, где руководство "Роснефти" собирается взять средства для осуществления своих масштабных планов. Уже сейчас долги компании [1] превышают 36 млрд долларов, и хотя в ближайшей перспективе эту сумму собираются уменьшить наполовину, инвесторы, особенно иностранные, у которых перед глазами пример "Сахалина-2", Штокмана и Ковыкты, серьезно задумаются, прежде чем вкладывать свои деньги в проекты "Роснефти". Впрочем, 13 лет - перспектива для России столь же туманная, как и судьба тех, кто сейчас разрабатывает планы ее будущего.



Али Алиев
"Эксперт Online"
13.06.2007
http://www.expert.ru/articles/2007/06/13/rosneft-shelf/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован