При том, что украинские граждане, как мы уже писали, не доверяют своей элите, своим политическим лидерам и своим политическим силам, они сегодня доверяют России.
Положительное отношение к России преобладает над отрицательным во всех четырех исторических областях страны, включая Запад.
Согласно данным опроса, проведенного ФОМ-Украина, на Востоке страны о положительном отношении к России говорят 94 %, об отрицательном - 1 %, безразлично относятся 4 %. На Юге положительно относятся 82 %, отрицательно - 7 %, безразлично - 9 %. В Центре положительное отношение отмечают 71 %, отрицательное - 7 %, безразличное - 18 %.
И даже на Западе Украины показатели положительного отношения к России превосходят показатели отрицательного: 29 % и 27 %, притом, что безразличие высказывает 41 %.
Одновременно, как мы видим, в трех первых областях положительное отношение к России не просто превосходит отрицательное, но и много больше 50 %, тогда как во всех этих же зонах носители отрицательного отношения не просто в меньшинстве, но и заметно меньше 10 %.
Конечно, само по себе положительное отношение к России и реальное отсутствие у нее врагов в массе украинского населения эмоционально и политически приятно, но еще не свидетельствует, например, о желании народа Украины воссоединиться с Россией.
Однако это свидетельствует о том, что Россия как таковая в несколько раз авторитетнее и комплиментарнее для народа Украины, нежели любой из существующих политических лидеров или любая из существующих политических групп.
Если представить себе Россию как некую условную политическую персону политической жизни Украины, то в целом по стране ее популярность будет выглядеть в сравнении с популярностью ведущих политических фигур следующим образом: Россия - 71 %, Янукович - 21 %, Тимошенко - 18 %, Симоненко - 5 %, Ющенко - 4 %.
Теперь по регионам. На Востоке соотношение выглядит так: Россия - 94 %, Янукович - 37 %, Тимошенко - 8 %, Симоненко - 8 %, Ющенко - 1 %. На Юге: Россия - 82 %, Янукович - 26 %, Тимошенко - 10 %, Симоненко - 7 %, Ющенко - 3 %. В Центре: Россия - 71 %, Янукович - 12 %, Тимошенко - 27 %, Симоненко - 4 %, Ющенко - 3 %. На Западе: Россия - 29 %, Янукович - 6 %, Тимошенко - 24 %, Симоненко - 1 %, Ющенко - 10 %.
Это означает, во-первых, что во всех без исключения регионах Украины Россия популярнее любого из ныне существующих политических лидеров.
Во-вторых, что в трех из четырех регионах - На Востоке, Юге и в Центре - Россия популярнее, чем все эти лидеры, вместе взятые.
В третьих, что даже на Западе Россия популярнее, чем Тимошенко и Ющенко.
То есть в целом население Украины больше доверяет России, чем своим политическим лидерам.
Можно сказать и то, что положительное отношение и доверие к России для населения Украины - вопрос исторический и культурный, цивилизационный и он не означает поддержки и доверия сегодняшней политической линии России и ее руководства.
Однако такое в общем и целом правомерное предположение не подтверждается и опровергается теми же социологическими данными, в частности, данными о доверии президенту России.
В целом по Украине лично Дмитрию Медведеву доверяет 41 %, тогда как Януковичу - 22 %, Тимошенко - 21 %, Симоненко - 12 %, Ющенко - 6 %.
Соответственно, не доверяет Медведеву - 24 %, тогда как Януковичу - 20 %, Тимошенко - 23 %, Симоненко - 14 %, Ющенко - 34 %.
Если же, с известной долей условности, сравнить уровень доверия Медведеву (к сожалению, в материалах данного опроса нет показателей доверия на Украине Путину, которые по сравнимым данным намного выше) с уровнем одобрения деятельности основных политических фигур Украины, мы получаем еще более яркую картину.
При названном уровне доверия к Медведеву в 41 % и недоверия в 24 %, деятельность его украинского коллеги президента Ющенко одобряет 11 % и не одобряет 83 %, а деятельность премьер-министра Тимошенко одобряет 31 % и не одобряет 60 %.
Кстати, даже на Западе Украины деятельность Ющенко одобряет 26 % и не одобряет 60 %, а деятельность Тимошенко одобряет 44 % и не одобряет столько же.
Но уже в Центре деятельность Ющенко одобряет 10 % и не одобряет 85 %, а деятельность Тимошенко одобряет 43 % и не одобряет 48 %.
Интересно и то, что, скажем, на Западе недоверие Медведеву меньше, чем неодобрение Ющенко: соответственно 55 % и 60 %, а в Центре одобрение Ющенко уже намного уступает доверию Медведеву (10 % и 34 %), тогда как недоверие российскому президенту намного меньше, чем неодобрение украинского - 23 % и 54 %.
Если же говорить о Востоке и Юге, то тут доверие Медведеву заметно превышает 50 %: соответственно 60 % и 55 %.
То есть, в общем можно сказать, что если бы сегодня Медведев (не говоря уже о Путине) мог бы принять участие в выборах президента Украины, то именно он скорее всего одержал бы победу над остальными кандидатами.
Конечно, эти же данные говорят и о предельной неоднородности Украины, о глубоком расколе между собственно украинскими территориями и т.н. западенщиной.
Показателями этого раскола, среди многих других, являются еще два социологических замера.
Первый - это используемый в бытовом общении язык.
В целом на русском языке, как бытовом, говорит все же большинство населения Украины - 49 %, тогда как на украинском - 45 %. Еще 6 % используют смесь этих языков.
При этом предлагается оставить в стороне особый вопрос о том, что собственно сегодня на Украине объявлено "украинским языком", когда, с какой целью и кем он создавался.
По регионам же налицо глубокий раскол.
На Востоке в реальной жизни на русском говорит 91 %, на украинском - 3 % населения. На Юге, в качестве повседневного, русский используют 68 %, украинский - 21 %. В Центре на русском говорит 30 % населения, на украинском - 62 %. А на Западе 1 % говорит на русском и 99 % на украинском.
Но язык - один из центральный моментов, идентифицирующих нацию. То распределение использования языков, которое мы видим по регионам Украины, означает, что ее население реально не составляет одной нации, а делится на две, с различными переходными группами. Но, строго говоря, не на русскую и украинскую, как может показаться, а на украинскую, использующую своеобразный вариант русской речи, отличной от великоросской, и западенскую, реально использующую смесь староукраинского наречия с польским языком.
То есть, строго говоря, одна нация заселяет Восток, Юг и Центр Украины, и во многом другая - Запад.
Это же проявляется и еще в одном более чем существенном вопросе, имеющем уже конкретно политическое значение: как проголосовать на гипотетическом референдуме - за независимость Украины или за ее существование в рамках единого союзного государства.
На первый взгляд может показаться, что население Украины высказалось бы за т.н. "независимость" - 52 %, тогда как за союзное государство - 37 %.
Но есть два обстоятельства, которые необходимо оговорить. Во-первых, само по себе противопоставление "независимости" и "членства в союзном государстве" - не вполне корректно. Членство в союзе не отрицает независимости, а предполагает ее - в противном случае речь шла бы не о союзе, а о вхождении в состав иного государства, например, России.
Есть все основания говорить о том, что при корректной формулировке, например, "за существование вне союзного государства с Россией или за существование Украины в качестве независимого государства в составе единого союза", ответ был бы иным.
Второй момент неоднозначности - это опять же распределение предпочтений по регионам.
Даже при отмеченной некорректности вопроса, на Востоке за союзное государство высказывается 55 %, а за "независимость" - 33 %. На Юге за союз 51 %, за "независимость" - 39 %. В Центре за союз 30 %, за "независимость" - 57 %. Ну, как и следовало ожидать, на Западе за союз 8 %, за "независимость" - 84 %.
Здесь мы видим, что именно некорректность формулировки оказывается ключевой, в частности, для Центра, где "независимость" получает, как кажется, большинство, но картина заметно бы изменилась, если бы в опросе было устранено прямое противопоставление ее с членством в союзном государстве.
То есть бесспорно, что было бы бессмысленно пытаться включить Украину в состав того или иного другого государства, скажем, той же России.
Но точно также ясно, что, как, в частности, показал последний газовый конфликт, в нынешней "незалежной" форме не состоялась ни украинская государственность, ни украинская независимость. Нынешнее подобие государства, утвердившееся на Украине и регулярное потрясающее ее кризисами и конфликтами - недееспособно.
Принятие решения о размещении на территории Украины международных наблюдателей - пока за транзитом газа в Центральную и Западную Европу - скрытое тому подтверждение. По сути, над Украиной утверждена неявная международная опека.
И в то же время данные социологии показывают, что дееспособных политических групп и лидеров, способных сплотить вокруг себя страну и народ, в украинской политической элите нет. Причем, как показывают те же данные, население Украины не принимает в большинстве своем не только существующие политические силы, но и те или иные возможные их коалиции.
Так, например, коалицию БЮТ, "Нашей Украины" и Блока Литвина готовы поддержать только 13 % граждан. Коалицию Партии регионов и Блока Тимошенко - 11 %. Коалицию Партии Регионов, "Нашей Украины", Компартии и Блока Литвина - 8 %. Коалицию Блока Тимошенко и "Нашей Украины" - вообще 4 %. Коалицию Партии регионов, Компартии и "Нашей Украины" - 3 %. Коалицию Партии регионов и "Нашей Украины" - 1 %. Все иные варианты - в общем 16 %. Не могут определиться - 28 %.
То есть даже коалиционное руководство, которое пользовалось бы доверием большинства, создать практически невозможно.
Оказывается, что единственная сила, достаточно авторитетная для того, чтобы сплотить вокруг себя народ Украины и обеспечить ее реальную государственность и реальную независимость - это Россия.
По сути дела для Украины объективно существует сегодня два варианта. Либо учреждение полноценной международной опеки над ней с участием как России, так и других европейских держав, превращение ее в подмандатную территорию. Либо создание полноценного независимого государства при помощи и в союзном единстве с Россией.
Правда, в последнем случае возникает вопрос о статусе особой территории в составе Украины - ее западных областей.
Теоретически, лучшим вариантом было бы их включение в состав независимой союзной Украины с обеспечением возможностей и условий последующей полноценной интеграции с остальной украинской территорией.
Но на практике это скорее всего было бы отрицательно воспринято населением этих областей и на ближайшую перспективу создало бы массу проблем для России, которая должна была бы тратить огромное количество ресурсов и усилий для сглаживания этого негативного отношения.
Поэтому более целесообразно было бы после демократического уточнения настроения регионов Украины в ходе нового референдума, исключить эти области из состава будущего союзного государства, предоставив возможность западным странам, к которым они тяготеют, решить вопросы обеспечения стабильности положения на этих территориях, и их адекватного международного поведения с последующим уточнением их государственно-национального статуса на ближайшую историческую перспективу.
При этом центральный на сегодняшний день вопрос обеспечения газом Западной и Центральной Европы до границы с западными областями находился бы в полной компетенции и ответственности России и союзного государства в целом, а за пределами союзного государства - в компетенции и ответственности ЕС.
Таким образом, сотрудничество между двумя союзами могло бы, в частности, в вопросе транспортировки газа, осуществляться ими напрямую, без излишних и не вполне адекватных промежуточных звеньев.
интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).
viperson.ru