21 июля 2009
1589

Сергей Черняховский: Диктатура пролетариата - снова в моде?

Диктатура пролетариата - явно сегодня малопопулярный лозунг. Если когда то он был из основных, отличавших коммунистов от социал-демократов, марксистов (социал-демократов) революционных от социал-демократов оппортунистов - признание диктатуры пролетариата было одним из условий вступления в Коминтерн, то сегодня, пожалуй сложно будет найти компартию, которая либо явно, либо молчаливо не отказалась бы от него. Дискуссия о сохранении либо отказе от этого термина развернулась в международном комдвижении в 1970-е гг., западные компартии либо предлагали отказаться от самого данного понятия, либо ограничиться отказом от термина.

Два основные довода выдвигались и выдвигаются против этого термина и этого понятия. Первый - что в современном мире слово диктатура отторгается большинством граждан, желающих жить в условиях демократии.

Второй - что устарело само понятие пролетариата. Причем, в двух смыслах: с одной стороны в той мере, в какой современный рабочий класс больше не является самим "униженным и угнетенным" "не имеющим что терять", а с другой - в той, что опорой коммунистов являются сегодня уже не только и не столько те "старые пролетарии" (в смысле "фабрично-заводские рабочие") какие был и раньше, а значительно боле широкие слои населения.

Принятие или не принятие этого термина и понятия в качестве программных позиций - дело самих коммунистических партий. Тем более, что часто в их документах, во всяком случае в России - немало того, что вообще слабо соотносится с декларируемой ими идеологией.

В данном случае интересно именно научное, политологическое содержание данного понятия: "диктатура пролетариата". Отчасти и потому, что концовкой предыдущей статьи "Индустриализация сознания" были слова: "Нужна своего рода технократизация страны - дополненная своего рода "диктатурой пролетариата"" ( http://www.apn.ru/opinions/article21793.htm).

Если с "технократизацией" была отчасти связана вся статья, то слова "диктатура пролетариата" - оказались неким не разъясненным дополнением, тем более, что речь шла о "своего рода диктатуре пролетариата".

Традиционное сознание привыкло воспринимать слово пролетариат в образе мускулистого рабочего, голого по пояс, в кожаном фартуке, тяжелым молотом разбивающего цепи на земном шаре.

То есть, в значительной степени, термин "пролетариат" на интуитивном уровне связывается, во-первых, с человеком бедствующим, во-вторых занимающегося в основном физическим трудом.

Это восприятие отражало определенную историческую реальность - когда ядром пролетариата были именно такие люди.

Но одновременно, из этого восприятия исключается, казалось бы общеизвестная ( в те времена, когда это проходили в школах и в институтах) вещь: что на деле Маркс никогда не определял в принципе данный класс через принадлежность к физическому труду, а во-вторых, что он никогда не выводил его революционную роль исключительно из его бедственного положения.

Первый из этих двух моментов определялся им в трех положениях:

- пролетариат, это класс 1) людей, лично свободных, - 2) не обладающих частной собственностью, - 3) обеспечивающих свою жизнь путем продажи свое рабочей силы.

С этой точки зрения, подавляющее большинство граждан современной России - это пролетарии в чистом виде, поскольку подавляющее большинство из них именно тем и зарабатывают, что продают свою рабочую силу - очень часто вовсе не связанную с физическим трудом.

Так, по вциомовским данным (http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/12146.html) лишь 5 % граждан имеют свой бизнес - то есть живут не продавая свою рабочую силу, а либо нанимая чужую (буржуазия), либо задействуя свою на принадлежащих им средствах производства (мелкая буржуазия).

При этом 25 % все таки, хотели бы выйти из этого состояния, то есть завести свой бизнес (год назад их было 32 %), а 68 % (год назад - их было всего 49 %) и не хотят. Причем эти последние делятся на две категории: первая, те, кто говорит, что никогда не хотел - таких 55 % (было 44 %), вторые - кто раньше хотел, но теперь не хочет - 13 % (было год назад 15 %).

То есть, среди названного большинства в 93 % не имеющих своего бизнеса и являющихся в общем пролетариатом есть свое внутренне меньшинство, 25 %, которое в целом скажем так "обладает буржуазным сознанием", хотело бы перейти в ряды "буржуазии", но 68 % - этого и не хотели бы.

Свою рабочую силу продают вовсе не только промышленные рабочие - ее продают как рабочие в самых разных иных сферах (сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфере обслуживания) - так и высоко квалифицированные специалисты: журналисты и ученые, технологи и инженеры, преподаватели и менеджеры, программисты и врачи.

В целом - это то, что сегодня есть пролетариат, если исходить из последовательного проведения исходной точки зрения.

Во времена Маркса все эти профессиональные категории тоже существовали. Но, во-первых, они составляли крайне немногочисленные группы, во вторых в основном не продавали свою рабочую силу, а объективно относились к иным классам, имели средства к существованию и помимо такого рода деятельности, либо являлись сами владельцами собственных небольших, но экономически обеспечивающих практик - конструкторских бюро, врачебных кабинетов и т.п. Их реальное материальное положение было близко к положению буржуазии и носило на фоне положения рабочих привилегированный характер. Уже с начала 20 века это положение стало меняться - и они стали опускаться в ряды специфического рабочего класса. Это, кстати, стало основой возникновения на Западе, особенно в США, и политического технократического течения. Как говорил один из лидеров его в Америке Говард Скот: "Технократия - это единственная сила, способная избавить мир от слабоумия демократии и социального сифилиса частного предпринимательства". Кстати, в вопросе о собственности и власти они стояли на вполне четких позициях: общество - это фабрика, и власть, и собственность в нем должны принадлежать тем, кто играет ведущую роль на фабриках - инженерам и техникам. Дальнейшая история эволюционирования этого течения - это отдельный вопрос.

Объективно все перечисленные категории являются в современном частнособственническом обществе отрядами пролетариата. Современного пролетариата. "Неопролетариата".

Однако можно поставить вопрос и о том, почему, если и во времена 19-начала 20 века классики уделяли главную роль именно фабрично-заводскому пролетариату, а не иным его отрядам.

У Маркса кроме определения понятия "пролетариат", о котором говорилось выше - было еще и определение того, почему именно он предназначен для разрушения старого общества и создания нового, основанного на общественной собственности.

И здесь дело было вовсе (или не совсем) не в том, что "ему нечего терять, кроме своих цепей, приобретет же он весь мир". Данное положение - было лишь образом, литой формулой, в которых тот же Маркс подчас выражал строгие сухие научные выводы.

Три позиции лежали в основе вывода о всемирно исторической роли пролетариата:

1). Пролетариат, в силу того, что он не обладает частной собственностью, в отличие от других классов ничего не потеряет от того, что она будет уничтожена. Объективно он не заинтересован в ее сохранении - в отличие, скажем, от того же крестьянства, которое в те времена было классом более страдающим, чем пролетариат - но и более несвободным, в силу свое привязанности к своей частной собственности;

2). Пролетариат самим крупным производством организован и сплочен для масштабной, в том числе и политической деятельности, социально-преобразующей деятельности;

3). И наконец, он связан с передовыми техническими условиями производства, то есть сможет обеспечить функционирование этого передового (для того времени) производства и после исчезновения класса его собственников и нынешних организаторов.

Вот этот третий пункт и лежал в основе опоры в первую очередь на фабрично-заводской пролетариат.

Но, сегодня, в результате происходящего перехода от индустриального производства к постиндустриальному, информационному, основными звеньями, являющиеся сегодня технологически наиболее передовыми - являются звенья, связанные с производством знания, информации и технологий. С этой точки зрения сегодня ядро пролетариата, то есть та его наиболее передовая часть, которая может обеспечить функционирование наиболее передового производства - это технологи, ученые, инженеры, программисты, вообще - те, кто связан с производством нового знания и информации. Хотя разумеется, без перевода из знания о том, как некую продукцию сделать более эффективно и с новым качеством и в большей объеме - в реальное производство этой продукции - все останется в прежнем состоянии.

То есть реально сегодня пролетариат в целом состоит из своей более или менее традиционной части, тех, кто относился к нему и сто лет назад, - и свое новой части, "неопролетариата", производителей информации, знания, технологий.

Ядро пролетариата, в первую очередь объективно наиболее историей подготовленное к изменению социального типа общества - это именно "неопролетариат". Но, с одной стороны, он также ничего не сможет сделать один, как сто лет назад не могли одни победить фабрично-заводские рабочие: им нужен был союз с трудовым крестьянством, ему нужен союз с традиционной частью пролетариата.

С другой - вопрос исторической объективной подготовленности - не есть вопрос практической политической подготовленности. Есть, как известно, различие между "классом-в-себе" и "классом-для-себя", то есть состоянием, когда объективно ты к некому классу относишься - и когда ты это реально субъективно сознаешь, то есть идентифицируешь себя с этим классом, осознаешь свой стратегические цели и готов действовать в политическом пространстве более или менее солидарно. Достижение такого состояния и такого сознания, обретение собственной социально-политической субъектности - это вопрос отдельного созревания, которое может быть более или менее растянуто, а может быть и ускоренно.

Соответственно и диктатура пролетариата в конкретном своем воплощении выглядит иначе, чем выглядела сто лет назад.

В целом, кстати, она и тогда понималась не как цель социальной революции, а как ее условие: завоевание такой политической власти, которая позволит подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов.

Причем если тогда в России к пролетариату относились порядка 8 % населения, хотя и противостояли прямо не оставшиеся 90 %, а примерно 10-же % "верхних" слоев общества, то сейчас его более 90 % и его задача существенно упрощается и облегчается.

Отсюда и "диктатура пролетариата" в современных условиях "своего орда диктатура пролетариата" - это в первую очередь диктатура технологов, программистов, ученых, инженеров, врачей и преподавателей - то есть диктатура наиболее просвещенных и образованных слоев общества.

А это - несколько иная картина, чем та, которую рисует себе обыденное сознание при воспоминании о старом лозунге партии наемных рабочих.

Copyright © 1999-2005 "Агентство Политических Новостей". Лицензия минпечати Эл. N77-2792
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на АПН обязательна

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован