Эксклюзив
01 июня 2011
2769

Сергей Черняховский: Фактор мира

Владимир Путин как-то пошутил, что о подлинной демократии и гуманной политике он мог бы поговорить разве что с Махатмой Ганди, но никак не с сегодняшними политическими лидерами мира.

Самого Путина Запад и ориентированные на него маргинальные группы в России настойчиво обвиняют в авторитарности и склонности к силовой политике. Хотя после развязанных авантюр в Югославии, Ираке, Ливии западные лидеры вообще не имеют права выступать с оценочными суждениями по этим вопросам.

В лучшем случае они лишь сторонники "реальной политики", но их нельзя считать авторитетами в гуманизме и демократии. В худшем - обыкновенная шайка "баронов-разбойников" вроде тех, что грабили купцов на дорогах Европы несколько столетий назад и совершали набеги на города и деревни.

Премьер России - единственный из крупных мировых лидеров осуждает развязывание войны в Ливии и вмешательство Запада в её внутренние дела. И важно здесь не только то, что он оказался наиболее здравомыслящим в мировой политике, а и то, что его позиция отражает позицию наибольшего числа российских граждан.

Согласно апрельскому опросу Левада-центра, в России мало поклонников ливийского лидера Каддафи (8%), мятежникам симпатизирует 17%. 65% ни на той, ни на другой стороне, а 10% ничего не знают об этом или затруднились с ответом.

Но если процент сторонников Каддафи остается таким же, как в марте, число симпатизирующих его противникам тогда было больше - 23%.

Выбирая между позициями Медведева, в опросе звучавшей как "осудившего действия Каддафи и поддержавшего принятие резолюции Совета Безопасности ООН по Ливии", и Путина, "осудившего принятие резолюции Совета Безопасности ООН по Ливии и бомбардировки войск Каддафи", первую предпочли 13% респондентов, вторую - абсолютное большинство, 53%.

Вообще приняли и поддержали резолюцию Совбеза ООН по Ливии 9% опрошенных, отвергли - 63%. На вопрос о мерах по отношению к Ливии, которые они готовы были бы поддержать, 20% затруднились с ответом, а 51% в принципе против вмешательства во внутренние дела Ливии в любой форме.

Вне зависимости от отношения к Каддафи на вопрос "Как вы считаете, можно ли мировому сообществу ради свержения диктаторских режимов и развития демократии в той или иной стране использовать такие средства, как введение войск?" так или иначе положительно отвечают 11% граждан (в полной мере с этим согласны 2%) и отрицательно - 73%.

Но ведь именно эти позиции и выражает сегодня Путин. Здесь существенны два момента.

Первый: его позицию по Ливии разделяет большинство нашего народа. И тогда одно из двух: либо Путин ощущает политические процессы и моральные нормы именно так, как их ощущает российское общество, либо он формирует свою позицию сознательно, понимая, что так думает большинство.

Но тогда получается, что Путин - один из очень немногих политиков в России, которые могут говорить не то, что им самим хочется сказать, а то, что хочет сам народ. Путин способен ощущать желания и настроения народа - и может подчинять свои действия и риторику этим ожиданиям.

Второй момент - то, что в условиях нынешней мировой политики и Путин, и настроения большинства россиян оказываются чуть ли не единственным фактором мира в международном политическом процессе.

Общая ситуация на планете всё больше напоминает положение дел столетней давности. Принято считать, что первыми провозвестниками мировой войны тогда стали войны Испано-американская (1898 г.), Англо-бурская (1899-1902 гг.), Русско-японская (1904-1905 гг.), Балканские (1912-1913 гг.).

Современный мир тоже уже два десятилетия сотрясают локальные конфликты с участием ведущих стран: два вторжения в Ирак, расчленение Югославии в начале 90-х, прямая агрессия против Сербии в 99-ом, международная агрессия против Ливии.

Часть политиков и аналитиков почти с радостью утверждают: решения Потсдамской конференции 1945 года уходят в прошлое. Но Потсдам был эффективным форматом мирового равновесия. Если он уходит - значит, наступает борьба за передел мира.

А этот мир знает лишь один критерий раздела - по силе. Что, естественно, может означать в потенциале новую мировую войну.

И мировые лидеры со страстью один за другим, увы, вовлекаются в процесс её приближения.

И единственным из влиятельных политиков, кто осуждает этот процесс и призывает его остановить, является кем только ни обвиняемый в авторитарности и имперскости российский премьер Владимир Путин.

Сергей Черняховский

доктор политических наук

Viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован