Можно иронизировать и по поводу того, что такое решительное действие слишком не в характере Зюганова и КПРФ: больше всего на свете наши коммунисты боятся решительности и последовательности.
Однако такая ирония не снимет как сущностных объективных резонов такого решения, так и крайне неприятных последствий его для власти. Во всяком случае, для тех ее фракций, которые связаны с выдвижением и поддержкой Медведева.
Действительно, по ряду данных, в том числе - по данным ВЦИОМа - на сегодня в президентском рейтинге Жириновский опережает Зюганова: при 60.4 % поддержки Медведева, лидер ЛДПР по данным от 12-13 января имеет 7.5 %, Лидер КП РФ - 6.1 %.
Правда, эти данные колеблются. По данным от 22 декабря Жириновский имел 4.8 % при 4.1 у Зюганова, а к середине января уже Зюганова опередил Жириновского в соотношении 5.4 % против 4.9 %. То есть данные меняются, оба кандидата увеличивают свою поддержку и проигрыш Зюганова не предопределен.
Однако данные того же ВЦИОМа от 21 января, посвященные оценке гражданами качеств названных лидеров, приведенные в десятибалльной шкале, показывают, что практически по всем показателям данные Зюганова уступают не только Медведеву, но и Жириновскому.
Пожалуйста, оцените, насколько следующие политики обладают данными качествами по 10-балльной шкале, где 0 - не обладает данным качеством, а 10 - обладает эти качеством в полной мере (ответ по каждому качеству, в баллах) | |||
Владимир Жириновский | Геннадий Зюганов | Дмитрий Медведев | |
Авторитетный | 4,89 | 4,25 | 6,35 |
Активный | 6,25 | 4,39 | 6,87 |
Дальновидный | 4,77 | 4,20 | 6,45 |
Дипломатичный | 4,15 | 4,49 | 6,70 |
Добрый | 3,70 | 3,99 | 6,06 |
Компетентный | 4,91 | 4,54 | 6,58 |
Молодой | 3,04 | 2,65 | 7,23 |
Опытный | 5,52 | 5,19 | 5,96 |
Отзывчивый | 4,07 | 4,15 | 6,12 |
Патриотичный | 5,30 | 5,11 | 6,67 |
Решительный | 5,80 | 4,33 | 6,46 |
Справедливый | 4,50 | 4,36 | 6,10 |
Строгий | 5,20 | 4,39 | 5,95 |
Тот, кого Вы хотели бы видеть Президентом России | 2,59 | 2,51 | 5,37 |
Трудолюбивый | 4,64 | 4,48 | 6,62 |
Умный | 5,37 | 4,88 | 6,89 |
Хозяйственный | 4,27 | 4,25 | 6,38 |
Целеустремленный | 5,62 | 4,67 | 6,84 |
Честный | 3,79 | 4,00 | 6,07 |
Сумма баллов по 19 качествам | 88,38 | 80,83 | 121,67 |
Из 19 качеств Зюганов опережает Жириновского лишь по 4-м: дипломатичный, добрый, отзывчивый, и честный, тогда как уступает по остальным, - даже по таким, как авторитетный, дальновидный, компетентный, опытный и - патриотичный.
Конечно, нельзя отрицать, что в этом отразились многочисленные ошибки, уступки, проявления нерешительности и непоследовательности, проявленные Зюгановым за 15 лет, которые он возглавляет компартию.
Однако также нельзя отрицать и то, что в действительности основные СМИ намного больше предоставляют возможность для обозначения себя на телеэкране Жириновскому, нежели Геннадию Зюганову. Что, в конечном счете, ведет к формированию в глазах многих избирателей более благоприятного образа у первого по сравнению со вторым.
Действительно, с трудом верится, чтобы Зюганов и КП РФ решились на такой радикальный и решительный шаг, как снятие кандидатуры с выборов в президентской гонке. Как в силу того, что вообще какое-либо решительное и последовательное действие в политике (если речь не идет о действиях по отношению к собственным сторонникам) не в характере КП РФ, ее руководства и ее лидера, так и в силу того, что подобное решение сегодня - означало бы нанесение серьезного удара по легитимности предстоящих выборов, а следовательно - было бы чревато резким обострением отношений с Кремлем - чего она всегда старается избегать.
Вместе с тем, если бы КП РФ решалась на такое действие - нельзя отрицать, что это имело бы как серьезные основания в плане явной недемократичности и фарсовости как прошедших парламентских, так и идущих президентских выборов.
Невозможно отрицать, что возможности, предоставляемые властью своему кандидату и всем остальным кандидатам несопоставимы. Хотя агитационная фаза кампании еще не началась, реально ПИАР акции в пользу кандидата власти идут сплошной чередой, лицо его транслируется при информации о международных встречах, с заседаний правительства, с встреч с теми или иными группами общественности, речи и высказывания его звучат в информационном общефедеральном поле практически ежедневно. Альтернативные кандидаты, если это не Жириновский, либо не упоминаются, либо упоминаются вскользь или в негативном контексте.
Невозможно отрицать, что ЦИК является органом не столько организации выборов, сколько органом покрытия и оправдания нарушений выборного законодательства со стороны власти. Если он прямо и не организует фальсификации, то в основном его деятельность направлена на покрытие этих фальсификаций. Невозможно отрицать, что ЦИК и его новый председатель не только не пресекают нарушения и фальсификации, но просто отказываются принимать к рассмотрению жалобы, содержащие фиксацию таких нарушений.
Действие осуществляется по забавной схеме: сначала представленная жалоба не принимается к рассмотрению - затем официально объявляется, что жалобы отсутствуют.
То есть ситуация такова, что партии в их нынешнем виде практически не имеют реальных стимулов к участию в выборах: им это ничего не дает, не только шансов на победу, но и даже возможности адекватно представить свою позицию и попытаться расширить круг своего влияния хотя бы в расчете на будущее.
Формально, конечно, партиям предоставляется равное время на участие в официальном предвыборном эфире - но сам этот официальный эфир формируется в такое время и таких формах, которые исключают проявление к нему серьезного внимания граждан - тогда как власть располагает всем объемом формально "неизбирательного" времени на телеэкране.
Можно конечно говорить, что партии сами оказались заложником своей привычки. Она была сформирована в 1990-е годы вести политическую борьбу в виртуальном пространстве телевидения - практически минимизировав свою работу с массами, прямые контакты с ними. Но в условиях, когда СМИ отказываются освещать акции, проводимые в таком прямом контакте, подобная работа может дать отдачу только через длительное время. Правда, формируя такие условия, власть загоняет себя в будущую ловушку, создавая ситуацию, когда если в неком будущем некая нынешняя или новая партия сумеет создать активные прямые коммуникации с массами - пытаться остановить или сократить ее влияние телевизионными акциями власти окажется так же трудно, как газетам дореволюционной России - остановить восстание большевиков.
Участие в выборах таких условиях не дает политическим акторам (если это не клоуны типа Жириновского и Богданова) ничего, отказ же от участия - наносит при сегодняшнем положении дел серьезный удар по имиджу власти.
Причем возможность такого удара создана самой властью.
Она вообще создала для себя много ловушек в нынешней кампании, причем создала их исключительно собственными чрезмерными усилиями.
Разогнав и почти уничтожив всех участников политического процесса, она осталась в политическом поле одна - то есть создала для себя положение карточного шулера, с которым никто не играет, потому что все знают, что он шулер. Он никому не может проиграть - но он уже ни у кого не может выиграть.
Шулер достаточно быстро ощущает итог такого положения - ему не на что жить, он лишен возможности выигрывать деньги. Власть, в отличие от него, на первый взгляд свои ресурсы не теряет - силовые, властные, финансовые возможности остаются у нее - но она встает на путь делегитимизации, она не может подтверждать свою легитимность.
Общество признает ее по факту ее существования - но до первого достаточно серьезного вызова. Если ее и признают властью - то как власть, основанную на шулерстве. Пока, судя по данным опросов, население страны еще признает прошедшие в декабре выборы честными, - но оно уже признает, что они проходили в неравных для разных партий условиях.
Пока - это еще не очень опасно, поскольку пока большинство действительно голосовали за власть. Но, во-первых, половина проголосовавших за ЕР 2 декабря проголосовали так по призыву Путина, которому общество пока действительно доверяло. А во-вторых, оно проголосовало так, не имея полноценной информации о деятельности и позициях иных партий - и в какой-то момент осознает это.
Уничтожая политическое пространство публичности, власть и при сегодняшнем раскладе сил создала для себя, казалось бы, не слишком опасную - но на деле уже достаточно существенную проблему. Суть ее - в том, как делить голоса избирателей.
По приведенным выше данным, картина такова - Медведев имеет чуть более 60 % всех избирателей, Жириновский - 7.5 %, Зюганов - 6.1 %. Вместе - чуть менее 74 % голосов. Богданов может рассчитывать на 0.2 %, Касьянов, даже если будет зарегистрирован (а похоже, что и не будет) - 0.9%. Будь в списке еще десяток кандидатов - все было бы для власти вполне хорошо. Но она сама создала условия, когда есть те, кто есть. И что получается?
При простом пересчете процентов от всех в проценты от этих кандидатов (без учета сложных коэффициентов, которые в данном случае оставляем в стороне), мы получаем для Медведева около 80 %, для Жириновского 10 %, и для Зюганова около 8 %.
Конечно, сколько будут иметь двое последних - для власти более или менее все равно. Но если Медведев будет иметь 80 % - это уже проблема. И не одна.
Первая, риторическая - это как же? У Путина на вторых выборах рейтинг был 72 % - тогда как на первых - 52 %. Это как-то несправедливо. Незаслуженно.
Вторая, верификационная - незаслуженно - а значит и неправдоподобно. Как ни странно, но получив такой результат вполне реально - власть не получит длительной убедительности этого результата - и заставит говорить о "туркменизации" России.
Третий - реально властный. Медведев, продемонстрировав результат выше результата Путина, окажется более легитимным, чем последний. Моральное лидерство будет терять свою однозначность - и новый президент окажется уже ничем не обязанным нынешнему.
А значит - так или иначе, возникнет явный или скрытый конфликт. А значит - либо один из президентов должен будет покончить с намечающимся двоецентрием, либо элиту вновь ждет раскол, а страну - новое противоборство.
С точки зрения сохранения нынешней конфигурации власти - то есть достижения той цели, которая для этой власти и является основной - Медведев должен получить столько голосов, сколько Путин получил в 2000 году, 52 % - чтобы и уложится в один тур, и не превысить легитимность "морального лидера".
Это было бы удобно всем, если иметь в виду властные группы. Или почти всем. Но тут проблема уже не в том, как собрать эти голоса - а в том, как поделить остальные 48 %. А тех, между кем их можно без негативных последствий поделить - нету. Вытоптаны. Изведены.
Понятно, что никого, кроме Зюганова нельзя делать вторым: Сделать Жириновского - будет скандал, подобный истории с выходом Ле Пена во второй тур. Причем - ведь второму нужно в любом случае дать порядка 30 %. Это уж даже не 18 % Ле Пеновские. Жириновский, получающий второе место, да еще с 30 % поддержки - это точно возможность всем оппонентам превращать Россию в мировое пугало. Касьянов с таким же результатом - ничуть не лучше - хотя и по другим причинам. Богданов - еще хуже, потому что смешнее. Значит - 30 % Зюганову, 15 % Жириновскому. Почти правдоподобно. Если бы речь шла о 2000 годе. Если сейчас - это как, после 12 % на парламентских выборах - 30% на президентских?
Это будет весомее 52 % Медведева. Зюганов, улучшивший результат в два с половиной раза - это Зюганов, совершивший чудо. А к чудотворцам - тянутся. Создается новый центр проявления силы - и значит, общественные симпатии от власти начнут перетекать к Зюганову.
Значит - нельзя. Значит, Медведеву нужно давать больше. Сколько? Много - плохо, мало - тоже плохо.
А ведь все, сдуру, создано самой властью в силу собственный избыточных действий по формуле "с тройным запасом, сила есть, ума не надо".
Эта проблема - уже есть. И власть уже толком не знает, как ее решать. И группы во власти уже разделены на тех, кто за то, чтобы Медведев получил побольше - и стал самостоятельнее, и тех, кто за то, чтобы он получил поменьше - и стал менее самостоятелен.
А вот теперь, на фоне уже этой проблемы, предположим, Зюганов заявит о снятии с выборов.
Значит, во-первых, Медведев получает хорошо, если 80 %, а не все 90. Тут даже если минимизировать его результат до 70 % - Жириновскому надо давать минимум 25 %.
Во-вторых, Жириновский - на втором месте в любом случае. То есть, в любом случае Россия выглядит как полный идиот в мировом пространстве.
В-третьих, при таких выборах, в кампании Жириновского и Богданова (особенно если выпадет и Касьянов, но пусть и нет) - Медведев оказывается участником гонок клоунов - то есть сам оказывается клоуном.
И его 80 или 90 % приобретают абсолютно иное значение, обратное значение, по сравнению с тем, чем они были бы в первом случае (при участи Зюганова). В этом первом случае - на пути к власти побеждает тог, кто конкурировал с его предшественниками, кто когда-то победил Ельцина (хотя и испугался своей победы), и кто когда-то - был равновелик Путину.
Пусть Зюганов сегодня уже не тот и КП РФ не та - победа над ними ритуально-легитимизирующа. Побеждается пусть старый и бессильный - но знакомый и по памяти грозный дракон.
А вот во втором случае - Медведев оказывается победителем двух клоунов. Вместо победителя Дракона - получается победитель клоунов.
В первом случае его 80 % - позволяют ставить под сомнение авторитет самого Путина. Во втором случае его даже 90 % (чем больше, тем хуже), ставят под сомнение его самого. Более того - сама система легитимности власти ставится под сомнение. Потому что вместо выборов - получается откровенная клоунада.
Победитель клоунады - есть по определению Клоун.
А власть, осуществляемая Клоуном - сама есть Большая Клоунада. Она держится только своей прямой силой и пассивностью низов. То есть - не стоит ничего.
Президент Медведев в этих условиях оказывается символом делегитимизации власти. И каждый, в этих условиях обладающий реальным ресурсом - деньгами или силовыми компонентами - оказывается вправе посылать этот символ в сторону его делегитимизации.
А поскольку такой президент реально не имеет никакой власти и никакого реального политического ресурса, он становится либо маской некого носителя властного ресурса - причем маской очень неудобной, поскольку эта маска оказывается маской клоуна, то есть при прочих равных ослабляет того, кто ее будет использовать, - либо просто будет удавлен в собственной спальне представителями тех групп носителей реального ресурса, которые были против его кандидатуры.
И самое интересное, что в такой конфигурации к ним могут присоединиться и те, имеющие реальный ресурс группы, которые его и выдвигали.
А значит, такой исход выборов - то есть выборов без Зюганова - это пролог к дикой схватке за власть через некоторое время - либо начало расшатывания - и это в очень мягком случае, - а также последующий распад всей делегитимизированной этой клоунадой системы власти.
Сложно сказать, понимает ли это сам Зюганов, как и хватит ли у него решимости бросить на весы эту гирю. Сложно сказать и то, понимает ли все последствия своего нынешнего усердия сама власть.
Но лучшее, что она могла бы сделать, исходя из своих системных интересов - это не скупиться на любую политическую цену и сейчас, и в будущем, лишь бы добиться сохранения лидера КП РФ в числе кандидатов в президенты.
Если конечно, не предполагать вариант, что идея отказа Зюганова от участия в выборах родилась не среди аналитиков КП РФ (уровень их примерно понятен по предыдущим результатам их партии), - а среди некоторых - и, может быть, вполне определенных группировок власти.
Ведь действительно, всем ли им нужен Президент Медведев?
http://www.apn.ru/publications/article19018.htm
25.01.2008
viperson.ru