27 декабря 2007
5094

Сергей Чонишвили: `Глобальных амбиций у меня нет`

Актера Сергея Чонишвили хватает на все. Он работает в театре "Ленком", снимается в кино, озвучивает аудиокниги. Его голос - визитная карточка лучших документальных картин на российском ТВ. При этом он успевает писать книги. Но осенью театральную Москву потрясла его работа в минувшей премьере "Ленкома" - гоголевской "Женитьбе". Чонишвили сыграл Кочкарева - и сыграл прекрасно. Более того, он ввелся в спектакль всего за несколько дней, спешно прилетев в столицу. Заменив заболевшго Александра Абдулова, Чонишвили совершил настоящий актерский подвиг, выйдя в московской премьере на сцену в образе Кочкарева. Именно за эту роль Сергея номинировали на премию "Чайка".

- Ленкомовская "Женитьба" стала одним из главных событий сезона в большой степени благодаря вам. Что думаете о спектакле?..

- При всем том, что "Женитьб" у нас в Москве идет штук пять или шесть, наша история пользуется спросом: насколько я знаю, не попасть. Не сравниваю с другими спектаклями - но здесь Гоголь есть. Более того, как это нынче модно, никто не вступает в половую связь с дикими животными, гусями, не занимается мастурбацией в порталах. И дело происходит не на помойке, что "очень странно", потому что Гоголь - в современном прочтении - это автор, который дает огромное поле деятельности для подобных экспериментов. То есть наша "Женитьба" - классическая постановка. Из чего я делаю вывод, что классика, слава Богу, еще пользуется спросом в стране победившего КВН Опять же, приятно, что есть некая динамика моего существования в театре. Я получаю удовольствие от замечательных партнеров, с которыми я нахожусь на одной сцене. Несмотря на то, что мы ставим одну постановку в сезон начиная с 90-го года, у нас все-таки коллектив, один из самых лучших в стране; не только популярный, но прежде всего профессиональный. И я очень рад, что это не попсовая популярность.

- Вы влились в работу с места в карьер. Сколько у вас было времени на репетиции?

- Задача была действительно форсмажорная - за восемь дней ввестись в спектакль. Застольный период занял у нас минут пятнадцать, потом мы сразу вышли на площадку. У меня впервые возникла такая жесткая история - я входил в "сырой" спектакль, ведь до моего ввода его сыграли три раза в Самаре, и премьеры в Москве еще не было. Мне не нужно было играть так, как играет Александр Гаврилович или кардинально наоборот - и это было преимущество. Для себя определил одну вещь: двадцатого числа, на премьере, я никого не подведу. Продержу ритм, проведу ключевые мизансцены, ведь по большому счету глобальных амбиций у меня нет. Как ни странно, работа в этом театре в течение двадцати одного года во мне убила амбициозность. Я перешагнул чувство собственной важности давно.

- Пресса отмечает ваш героический поступок. Какие эмоции вы по этому поводу испытываете?

- Я понимаю, что это не подвиг. Это просто эксперимент, который, слава Богу, прошел удачно. И я имел неуверенность в положительном исходе этого эксперимента. Причем именно в этой формулировке: не "я был не уверен", а именно "имел неуверенность". Потом просто перестал о ней думать - неуверенности.

В настоящий момент, если говорить серьезно, я нахожусь в стадии размышлений: не очень представляю свой дальнейший творческий маршрут. Знаю, куда хочу идти - in general way. Но пока честно выполняю свое дело. А серьезных необдуманных движений вперед не предпринимаю: нужно, видимо, какой-то период выждать.

- Потому что театр сегодня в кризисе?..

- Сейчас очень модно говорить о театральном кризисе. Я согласен с этим, тем более что у нас он явно проявляется: мы не очень понимаем, куда идти. И я ловлю себя на мысли, что Цирк Du Soleil - это театр. Конное шоу Zingaro, Марсель Марсо, Слава Полунин, лучшие работы Пины Бауш - это театр. Это не значит, что разговорный жанр должен уходить, он необходим. Мы должны понять, что не антреприза должна "сжирать" русский репертуарный театр, а русский репертуарный театр должен улучшать и модернизировать себя. Оставаясь при этом РУССКИМ РЕПЕРТУАРНЫМ ТЕАТРОМ - явлением уникальным. Ведь было время, когда репертуар БДТ нельзя было спутать с репертуаром Театра Маяковского. Причем это время было не так давно.

И еще хотелось бы дождаться новой личности - режиссера. Не распиаренного человека, занимающегося этой профессией случайно, а Режиссера, у которого есть своя театральная концепция! Потому что, как ни крути, эта профессия на сегодняшний день теряет свои позиции. Особенно в театре. Нет, есть режиссеры, которые много сделали в свое время, но не вписываются в современные рамки; есть те, которые, возможно, потеряли свой "режиссерский тестостерон", и лучше бы им заниматься исключительно преподавательской деятельностью. А есть просто случайные люди, существующие в "удобстве профессии". И на сегодняшний день искусство определяется таким поганым словом, как "рейтинг".

- А как вы относитесь к статусным мероприятиям - к премиям и фестивалям?

- С точки зрения театральных премий - есть старинная русская забава - всяк кулик свое болото хвалит. Ведь в основном диктует правила игры спонсор или фонд. Поэтому из всех премий, которые я за свою жизнь получил - а их было не так много - самая ценная - это премия Евгения Павловича Леонова Она внутритеатральная, и коллектив театра "Ленком" сам решает, кому ее давать. Для меня важно, когда мои работы адекватно отзываются в тех людях, которых я для себя считаю "экспертами". И пусть количество моей публики не исчисляется огромным количеством нулей, но могу сказать с уверенностью, что у меня есть свой зритель; и он для меня абсолютная ценность. Я не имею права сделать что-то плохо, потому что обижу его, зрителя, не оправдаю его ожиданий.


Анастасия ТОМСКАЯ
"Театральные "НИ"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован