Главный вопрос, подтвержденный актуальной мировой практикой банковского надзора - степень участия в нем центральных банков. Весь мировой опыт показывает, что нигде "банковский регулятор" не является жестко обособленным от центрального банка. Такое мнение в ходе заседания комиссии по банкам и банковской деятельности совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям высказал первый исполнительный вице-президент РСПП А.Мурычев. По его словам, сообщает пресс-служба РСПП, проблема состоит "не в организационных формах, не в том, за кем юридически и административно закреплен надзор, а в уровне и содержании взаимодействия органов власти в этих вопросах".
А.Мурычев полагает, что передача в России функций банковского надзора единому мегарегулятору финансовых рынков - это не тема сегодняшнего дня. Гораздо полезнее и неотложнее реформировать банковский надзор в рамках самого Банка России прежде всего за счет четкого разделения надзорных функций и функций регулирования банковской деятельности. При этом важно, чтобы надзорные решения принимались коллегиально с участием как представителей других заинтересованных органов власти, так и банковского сообщества. А.Мурычев отметил, что такая работа может быть организована на различных "площадках". Для этого пригодны и Национальный банковский совет, и Комитет банковского надзора (КБН) в рамках ЦБ.
Как заметил в ходе обсуждения председатель Банка России Сергей Игнатьев, "процедуры банковского надзора необходимо совершенствовать и ЦБ готов это обсуждать". По его мнению, в проблеме есть несколько "срезов". Во-первых, действительно есть несоответствие некоторых норм в законах, определяющих деятельность ЦБ, положениям Кодекса об административных правонарушениях. Но этот вопрос решаем в рамках собственно законодательной работы. Что же касается качества внутренних инструкций ЦБ, то здесь излишне много эмоций. "Нормативные акты ЦБ в 2006 году ни разу не получали отказ в регистрации в Минюсте".
Второй "срез", цитирует С.Игнатьева пресс-служба РСПП, касается споров о так называемых "мотивированных решениях". Без них, считает С.Игнатьев, надзора вообще не может быть. Формализация банковского надзора на все случаи жизни "обозначила бы по сути его ликвидацию". Другое дело - совершенствование процедур, обеспечение коллегиальности и т.п. Здесь ЦБ также готов к законодательному закреплению таких изменений.
Общий вывод главы Банка России "в нынешних российских условиях выделение надзора из ЦБ - это плохое и преждевременное решение". При этом глава Центробанка признает наличие конфликта интересов, допустим, когда требования банковского надзора и цели антиинфляционной политики противоречат друг другу. "Но, порой это во благо, особенно, когда для ликвидации острой ситуации в банковской системе надо "дать денег". Так было, например, в 2004 году. Если бы надзор был выделен из ЦБ, неизвестно пошли бы мы тогда на снижение норм обязательных резервов и другие меры по расширению ликвидности", заявил С.Игнатьев.
Подводя итоги обсуждения, президент РСПП А.Шохин напомнил присутствующим, что "в свое время ЦБ убедил депутатов Госдумы сохранить банковский надзор внутри себя. Это и заложило основание для конфликта интересов". Впрочем аналогичная ситуация сложилась в настоящее время во всех надзорных органах. По мнению А.Шохина, "она отчасти разруливается коллегиальностью принятия решений, т.е. участием представителей других органов госвласти". Другая мера - "создание общественных экспертных советов из представителей профсообществ, которые бы имели право отлагательного вето при принятии нормативных актов".
Положение с банковским надзором лишь частный случай "общей беды". Поэтому РСПП "пора поставить перед правительством вопрос о принципах деятельности и формировании надзорных органов".
Финмаркет