20 февраля 2007
3623

Сергей Игнатьев: `У Игнатьева тряслись руки`

Беспрецедентно жесткой критике подвергли Банк России участники парламентских слушаний в Госдуме. Глава ЦБ Сергей Игнатьев явно не был готов к обвинениям в произволе и коррупции. Скандал может привести к его отставке. Однако окончательное решение будет принимать президент страны.


У Френкеля нет больше банка
Арбитражный суд Москвы признал ВИП-банк Алексея Френкеля банкротом. В течение года в отношении банка будет открыто конкурсное производство. Роль конкурсного управляющего отдана...


Депутаты, представители банковского сообщества и правоохранительных органов собрались в Малом зале здания Госдумы на Охотном ряду по на первый взгляд невинному поводу - тема парламентских слушаний звучала скучно и казенно: "Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства". Однако вылились эти слушания в жестокую экзекуцию ЦБ и его главы Сергея Игнатьева. Выступавшие обвиняли ЦБ в коррупции, произволе при отзыве лицензий, избирательном включении банков в систему страхования вкладов (ССВ).
То есть именно в том, в чем обвинял Банк России экс-глава ВИП-банка Алексей Френкель, арестованный за якобы заказанное им убийство первого зампреда ЦБ Андрея Козлова.

На опального банкира участники мероприятия, правда, не ссылались - выступавшие критиковали Центробанк от имени всего банковского сообщества. Но намеки на ставшие знаменитыми "письма Френкеля" делали многие выступавшие.

Особенно резким получился доклад председателя думского комитета по банкам и кредитным организациям Владислава Резника. Он вообще предложил убрать ЦБ из системы банковского надзора, так как он превратился в "административную дубинку".
Пробелы в законодательстве, по словам Резника, позволяют чиновникам принимать решение о судьбе банков на основе субъективного восприятия, а не опираясь на закон.


Кто такой Френкель
Алексей Френкель родился в Москве в 1971 году. В 1992 году закончил экономический факультет МГУ. В 1992-1993 годах работал ведущим экономистом в Русском акционерном банке. С 1993 года работал...


"Банк России создал свои правила и стал карать банки за вполне легальные операции, - резюмировал Резник. - Какие цели он при этом преследует, непонятно"

О том, какие у ЦБ в этих случаях могут быть цели, довольно однозначно ответил заместитель генпрокурора Александр Буксман. "Издаваемые Банком России формулировки создают возможности для вариативности их понимания, - согласился с депутатом силовик. - А это создает задел для коррупции".
Зампрокурора обратил внимание на то, что в отдельных случаях ЦБ демонстрирует подозрительную мягкость по отношению к банкам, нарушающим законодательство, из раза в раз ограничиваясь предупреждениями.

Как сообщил Буксман, около 1500 сотрудников ведомства являются держателями акций коммерческих банков.

К критике присоединились и другие участники слушаний - зампред банковского комитета Думы, по совместительству глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков, председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Правда, их выступления получились гораздо менее резкими, а замечания касались системы банковского надзора в целом. Тосунян, нелицеприятно упомянутый в письмах Френкеля, даже оказался в некоторой степени защитником Банка России, заявив, что во всем виновато несовершенство законодательства и пассивность банковского сообщества. "Где были мы, когда принимался закон о системе страхования вкладов? Где были мы, когда принимался 115-й ФЗ (знаменитый федеральный закон, который принято называть "законом об отмывании". - "Газета.Ru")? Разве Центробанк инициировал эти законы?" - эмоционально вступился за Центробанк президент АРБ.

Глава ЦБ Сергей Игнатьев к такой атаке не был готов. Шквалу критики в адрес своего ведомства он мог противопоставить только рассказ о нелегальных операциях, которые удается пресечь Банку России путем отзыва лицензий. Та самая "обналичка", с которой особенно активно борется Центробанк (именно ее имел в виду под "легальной операцией" Резник), по словам Игнатьева, используется для выплаты зарплат "в конвертах", взяток, откатов, оплаты "серого" импорта и даже покупки наркотиков.

Больше главе ЦБ противопоставить было нечего. Он попытался выступить против предложения Резника об исключении ЦБ из системы банковского надзора. Однако его слова прозвучали неубедительно. Поэтому ему осталось лишь попугать собравшихся описанием ситуации, которая возникнет, если ЦБ лишат надзорных функций. "Любой банк, бизнес которого основывается на "фиктивных" операциях, будет существовать вечно. У него никогда не будет отозвана лицензия, никогда не возникнет финансовых проблем, - сокрушался Игнатьев. - Штраф 100 тысяч (столько положено по КоАПу за фиктивные операции. - "Газета.Ru") этому банку, что слону дробина".

Судя по всему, банковское сообщество решило воспользоваться ситуацией и ослабить влияние ЦБ. "Всем было понятно, что дух Френкеля витает", - заявил "Газете.Ru" присутствовавший на заседании президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Кстати, именно он распространял знаменитые "письма Френкеля".
По оценке Мамонтова, сейчас критика в адрес ЦБ достигла пика.


Кто такой Игнатьев
Сергей Игнатьев родился в Ленинграде в 1948 году. В 1975 году закончил МГУ, 1978 году - аспирантуру МГУ. Кандидат...


"Выступление Резника - самый тщательный, выверенный критический анализ деятельности Банка России в области надзора. Его выводы были обескураживающими. Я не надеялся услышать что-нибудь подобное! - делится впечатлениями от парламентских событий Мамонтов. - Игнатьев, кстати, с обидой высказал, что ему не прислали тезисы предварительно и он был вынужден готовить выступление вслепую". Выступление же самого председателя Цетробанка на Мамонтова произвело удручающее впечатление, он сравнил доклад с речью "налогового инспектора районного масштаба".

Действительно, такого разноса Центробанк еще не видел. "Не то что "в целом все хорошо, а вот это поправьте". Не выступление в прениях какого-то там Мамонтова, - скромно говорит Мамонтов. - Нет, основной доклад говорил, что банковский надзор ни к черту".

Можно ожидать, что последствия такого скандала не заставят себя ждать. "Это знаковое выступление. После такого в отставку должна уходить вся команда Центробанка: и председатель, и надзорный блок", - заявляет Мамонтов. Он считает, что такое вполне реально: "Такие вещи даром не проходят. Сейчас, перед выборами, начинаются большие игры с высокими ставками. И это все понимают. Я видел, как у Игнатьева тряслись руки".

По закону, снять главу Банка России с занимаемой должности может только президент, а он известен своими неожиданными решениями. "Президент не идет на уступки. Он даже Зурабова не стал снимать, несмотря на общественное возмущение", - напоминает руководитель аналитического отдела Центра политтехнологий Алексей Макаркин. А кроме того, действует "доказательство от противного". "Все самые серьезные решения в нашей стране принимаются в конфиденциальной обстановке, непублично. Когда вопрос выносится на парламентские слушания, значит, крупных решений не будет", - рассуждает эксперт.

Не верит аналитик и в то, что надзорный блок выделят в отдельную организацию. "Это ослабит позиции ЦБ, а президенту нужен сильный Центробанк, чтобы вместе с Минфином удерживал от разбазаривания федерального бюджета", - считает Макаркин. Политолог уверен, что максимум последствий - законодательная инициатива, которая скажется "на судьбе сотрудников ЦБ среднего и младшего звена". Например, их заставят продать имеющиеся акции коммерческих банков.

20.02.2007

http://www.gazeta.ru/2007/02/20/oa_232130.shtml

Иван Никольский, Екатерина Мереминская

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован