Мы ветераны программного движения. Сейчас у нас этого товара в наличии, сколько хотите. Мы сформировались как партия, предварительно написав программу, и, сформировавшись, продолжали их писать. Я могу показать вам сейчас официальную программу нашей партии, утвержденную съездом, - она называется `Демократический манифест` в пику Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, которые написали `Коммунистический манифест`. К формированию этой программы мы подошли принципиально по-иному, поскольку мы на этом столько собак пудов соли съели, что теперь точно знаем, какой смысл имеют программы и как их надо делать.
Самое главное ограничение партийных программ состоит в том, что их нельзя написать. Их нельзя написать, как творческий научный труд. Программы формируют только люди, только наши избиратели. Избиратели говорят, что `Яблоко` - это социально-рыночная партия, которая защищает права человека и которая ориентирована на Европу и Запад. Это и есть наша программа, тот брэнд `Яблока`, который определяется отношением к нам людей за всю историю нашего существования. Поэтому вся наша программа и ее практическая реализация связана с принципиальным подходом: мы не придумываем, что нужно что-то делать, а исходим из тех интересов, в которых, как мы считаем, заинтересованы наши избиратели, а их - от 4 и до 5 миллионов человек.
Второе важное ограничение программного инструмента перед выборами состоит в том, что партийные программы делятся на три части. Во-первых, программы практической - в данном случае, парламентской - деятельности, во-вторых, программы выборные и, в третьих, - программы работы правительства. Каждая из видов программ подразумевает совершенно особую постановку задачи, и совершенно бессмысленно сейчас писать программу работы правительства, если мы - партия, которая находится в оппозиции, и только рассчитываем войти в правительство. Наш опыт показал, что программы нельзя писать абстрактно - вне времени, вне места и главное - вне адреса. Все те программы, которые разрабатывало `Яблоко`, имели общественное значение только потому, что они предлагались совершенно конкретным руководителям, совершенно конкретным структурам, совершенно в конкретное время и решали четкие и ясные задачи.
Я напомню, что программа `500 дней` приобрела общественное значение после того, как на титульном листе появились две подписи - Борис Ельцин и Михаил Горбачев. После этого она стала фактом общественной и политической жизни. Поэтому мы считаем, что нам сегодня совершенно бессмысленно писать программу правительства, равно как бессмысленно и спрашивать ее с нас. Вот если мы войдем в правительство, сформируем его, и люди, которые будут назначены на ключевые посты, представят предложения в рамках нашего демократического манифеста, в рамках все той нашей законодательной работы в Думе, - то это и будет программа, привязанная к месту, времени, к реальной современной России.
Третье важное ограничение программ как инструмента для выборов состоит в том, что нужно различать стратегию и тактику. Есть ключевые политические вопросы, которые сегодня волнуют людей. И эти ключевые политические вопросы должны быть таким образом вмонтированы в нашу политическую программу, чтобы не оказалось, что мы страдаем прекраснодушием и мечтательностью.
Я вам приведу один, наиболее яркий, пример. Ключевая политическая проблема сегодня в стране - это реформа жилищно-коммунального хозяйства. Она касается миллионов, десятков миллионов людей, большей части населения страны, и `Яблоко` занимается этим всерьез, занимается не только и не столько для выборов, а главным образом потому, что мы для себя на этот вопрос ответили. Да, мы - партия либерально-социального направления, да, мы люди, которые выступают за рыночную экономику. Но сегодня все честные, порядочные экономисты и политики должны заниматься проблемой ЖКХ, потому что цена вопроса - это даже не реформы естественных монополий, это даже не тарифы. Цена вопроса - это вообще существование российского государства как политической системы. Неправильно проведенная реформа ЖКХ может разрушить всю инфраструктуру жизни общества. Именно так мы подходим к этому вопросу.
Да, мы либералы, но мы считаем, что сегодня любая либеральная партия должна заниматься социальными вопросами, ставить их на первый план. Политическая и экономическая ситуация в стране такова, что социальные вопросы являются приоритетом и выборной, и не только выборной политики.
И последний вопрос, на котором я хотел бы остановиться. Он звучит так: что вы делаете для того, чтобы ваши хорошие программы были реализованы. Я вам могу перечислить телеграфно, чем мы занимаемся в этом смысле. Программа `Яблока` состоит из 5 основных направлений. Первое - это экономический прорыв. Второе - это социальная политика. Третье - права человека и демократия. Четвертое - безопасность, в широком смысле слова, безопасность человека. И пятое - европейский путь России. Я вам расскажу, как мы видим эту программу в практической деятельности. По первому направлению мы считаем, что ключевой вопрос сегодня - демонополизация экономики. Этим программным требованием объясняется наша жесткая и непримиримая позиция по поводу так называемого реформирования РАО `ЕЭС России`. Ее мы занимаем исключительно из идеологических соображений, и будем занимать постольку, поскольку это наша программа.
Второе направление - малый бизнес. Мы считаем, что для экономической и политической стабилизации России нужно, чтобы 30-40 миллионов человек нашли себе занятость. А это можно сделать только в малом бизнесе, и поэтому нужно не льготы давать, а просто убрать налоговые и регистрационные ограничения с малого бизнеса. Для этого мы внесли закон, против которого выступают, в частности, даже некоторые члены наших дружественных партий, которые работают сегодня в правительстве против таких подходов.
Третье направление - налоги. Мы вносим закон - насколько я знаю, он уже сейчас находится в Совете Думы - о существенном снижении социального налога. Занимаются этим наши ребята в комитете по бюджету, вместе со своими коллегами из СПС. Это закон, который устанавливает существенное снижение социального налога, чтобы легализация доходов стала реальной.
Четвертое направление, которым мы постоянно занимаемся в Думе - это дерегулирование: мы пытаемся ограничить чиновников. Поэтому, как правило, мы чаще всего не просто поддерживаем Германа Грефа, который пытается через правительство протащить эти законы, но и участвуем во всех рабочих группах, которые созданы в министерстве экономики, и готовим эти законы. Но, к сожалению, иногда Герман Греф мне напоминает человека, который несет дорогую очень, античную вазу. Когда он приходит в Думу, он приносит 2-3 черепка. Он ее вдребезги разбил в правительстве, и поэтому приносит то, что не оказывает практического эффекта. Но изначально те законы - в частности, о запрете проверок, о лицензировании - были разумными, и мы их поддерживаем.
Теперь о социальной сфере. По ЖКХ наша позиция является протестной, но мы готовы, если будет на то политическая воля, предлагать и конкретные практические планы. Протестная позиция объясняется тем, что мы считаем абсолютно недопустимым ситуацию, когда даже в Москве, в центре города, подъезд дома на Фрунзенской набережной готов митинговать, потому что квартплату сделали 1800 рублей в месяц при средней зарплате нашей интеллигенции, которая там живет еще со старых советских времен, всего раза в два-три больше, чем эта сумма. Именно поэтому для нас это очень принципиальный вопрос, по которому мы будем предпринимать конкретные действия. Завтра мы приглашаем всех на митинг перед зданием Государственной Думы. По этому вопросу в Думе пройдет третье чтение законопроекта о ЖКХ.
Следующий вопрос - бюджет. Наше программное требование в социальной политике - это образование. Я подчеркиваю, не столько наука, сколько образование. С наукой в этом смысле проще, она просто требует денег, причем денег конкретным ученым и конкретным научным институтам. А вот образование - это вопрос номер 1, поэтому мы практически 10 лет, сколько я себя помню в Думе, всегда вносим поправки по образованию, их поддерживаем и продвигаем столько денег на эту сферу, сколько максимально возможно. Для нас это не вопрос благотворительности. Мы считаем, что перспективы России лежат именно в этом направлении, которое способно вывести ее из состояния сырьевого придатка экономики развитых стран. За все постсоветсткое время мы так и не сумели выйти из ситуации, когда существуют только две экспортные статьи - это сырье разного рода и вооружение.
Понимая, что время моего выступления истекает, я хотел бы резюмировать наш подход к программе. Мы считаем, что наша программа в принципе известна людям, и мы не возражаем, что являемся социально ориентированной партией рыночной экономики. Мы - партия, которая всеми правдами и неправдами защищает права человека в Чечне, и не только в Чечне. Партия, которая борется против коррупции, против произвола властей, и это является устойчивым брэндом `Яблока`. Именно те программы, которые появляются снизу, появляются под воздействием средств массовой информации, появляются путем обсуждения в общественном мнении, - именно эти программы будут иметь значение. В этом смысле выборы будут проходить у нас по очень простым формам, mеssаgеs, как сказал Игорь Иванович Бунин. Меssаgеs.
Вот смотрите, у нас очень упростилась политическая конкуренция. Что такое партия власти? У них есть одно слово - Путин. Вот это, собственно говоря, и есть весь их mеssаgе. Что такое СПС? Это партия собственности, партия капитала. Что такое коммунисты? Это партия за советскую власть, партия назад. Что такое `Яблоко`? Партия интеллигенции. Что такое Жириновский? Жириновский - я пытаюсь подобрать выражение - это партия маргинальной части нашего общества. Она реально существует и она очень большая. За кого голосуют люди, которые или уже отсидели, или собираются посетить эти места?
И еще на выборах люди будут спрашивать: ну, говорите вы хорошо, а что вы практически сделали по вашей программе? Этот вопрос будет ключевым. И поэтому я считаю, что хоть программы и имеют значение, и партии без программы не существуют, но акценты на этих выборах будут расставлены именно таким образом.
httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/131.html
http://nvolgatrade.ru/