02 ноября 2006
2082

Сергей Караганов: Маленькая победоносная война?

Тактика "выкручивания рук" вновь выходит на первый план в отношениях России и Европейского союза.

27 июня Совет министров транспорта ЕС поставил России ультиматум, фактически потребовав отказаться от ограничений на частоту пролетов европейских компаний над Сибирью. Де-факто это означает отказ от контроля над значительной частью российского воздушного пространства. Словно потеряв голову от внутриполитических неурядиц, часть евробюрократии пытается добавить к уже существующим проблемам разлад в отношениях с Россией и решить внутренние проблемы за счет внешних партнеров.

Летом 2005 года Евросоюз оказался на исторической развилке. Провальными для Брюсселя стали результаты референдумов по Евроконституции во Франции и Нидерландах. На саммите в Брюсселе лидеры стран Европейского союза продемонстрировали неспособность договориться по поводу общего бюджета на 2007-2013 годы.

Евросоюзу предстоит сложный процесс осмысления уже достигнутого и выработки новой, более устойчивой модели. Дискуссия об этом уже идет, и российским политической и научной элитам неплохо было бы к ней подключиться, ведь степень нашей взаимозависимости столь велика, что Россия не может более оставаться сторонним наблюдателем.

Да и сама Европа не имеет уже морального права игнорировать наше мнение. Тем более что, как поторопились записать в совместных документах по общему экономическому пространству, целью нашего сотрудничества является "построение открытого и интегрированного рынка".

Вместе с падением популярности интеграционной идеи пошатнулся и авторитет управляющих органов Европейского союза - Комиссии и Совета ЕС. Хотя на первый взгляд ничего особенно не изменилось, коллективный Брюссель, чье мнение долго было решающим, уже не может играть роль всемогущего и единственного представителя Европы. Поэтому, увязнув во внутренней дискуссии, некоторые в Евросоюзе решили срочно поднять собственный авторитет за счет внешних партнеров ЕС, в том числе и России.

Без особых размышлений Европа, всегда отличавшаяся благоразумием и сдержанностью, решила пойти по рискованному пути. 27 мая Совет Евросоюза принял решение поддержать ультиматум Еврокомиссии в адрес России, касающийся сферы воздушного транспорта. Еще в апреле еврокомиссары Питер Мандельсон и Жак Барро в ультимативной форме потребовали отменить практику получения компенсаций за использование европейскими компаниями российских воздушных коридоров над Сибирью. Да еще и вовсе отказаться от контроля и ограничений полетов по этой важнейшей магистрали, связывающей Европу и Азию. Продолжение диалога в сфере транспорта и ряде других было поставлено в зависимость от выполнения Россией ультиматума.

Вопрос уже не столько в доходах, кстати, не столь уж малых - не менее 300 миллионов долларов в год, - российского бюджета, сколько в самом принципе. Для нас недопустим отказ от значительной части суверенных прав в сфере воздушного сообщения. Выполнение таких требований может иметь самые серьезные последствия, намного превосходящие проблему компенсационных платежей.

Поскольку данная отрасль переживает не лучшие времена и в Европе, европейцы решили поправить свои дела за счет России и отказаться выплачивать компенсации, которые не противоречат ни одной из подписанных нашей страной международных конвенций. А ведь за счет падения курса доллара реальная стоимость платежей уже и так существенно снизилась. Так что Россия на самом деле могла бы, и поднять размеры выплат.

Но Москва так вопрос и не думала ставить. Весной 2004-го мы договорились с Евросоюзом о постепенной модернизации системы пролетов после 2013 года. На этом условии Брюссель согласился на наше вступление в ВТО. Не без помощи российского экономического ведомства ЕС удалось буквально вырвать из нас обещание отменить часть выплат после изучения вопроса российскими и европейскими экспертами. Речь шла даже о подготовке всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве в сфере воздушного транспорта - первом действительно совместном проекте.

К весне же 2005-го о сотрудничестве в Евросоюзе напрочь забыли. Переговоры об авиатранспортном соглашении заморозили, так и не начав. Вместо серьезной и совместной работы специалистов России "предлагают" просто сдать свои позиции, обещая взамен все тот же, уже не единожды оплаченный, "пряник" вступления в ВТО. Похоже, что новый комиссар ЕС по торговле решил "продавить" вопрос во что бы то ни стало.

И здесь с ним фактически солидаризируется российское министерство экономического развития и торговли. Минэкономразвития буквально "наезжает" на профильное ведомство, требуя удовлетворить запросы Брюсселя.

В некоторых российских газетах появляются статьи о том, что президент якобы на все согласился во время последней встречи с председателем Еврокомиссии. Последнее может деморализовать тех в России, кто продолжает отстаивать национальные интересы. Хотя именно глава государства, насколько известно, заявлял обратное - Россия готова сотрудничать, но не может позволить себе роскоши "сдавать" экономические позиции.

Если Москва не пойдет на уступку по вопросу сибирских маршрутов, Евросоюз якобы угрожает "вскрыть" соглашение о вступлении России в ВТО. Но уж этого-то точно не будет: официальный Брюссель блефует и никогда не пойдет на политический скандал такого уровня. Евросоюз и так ослаблен, поссориться с одним из важнейших партнеров и полностью лишить себя возможности влиять на Россию через ВТО для него недопустимо.

Другое дело, что на блеф евробюрократов успешно "ловится" часть российских чиновников и даже начинает заниматься "евролоббизмом" сомнительного свойства. Закрывая при этом глаза на политические последствия, в том числе для отношений Россия - Европейский союз.

В российском экономическом ведомстве, по всей видимости, не вполне понимают, что происходит сейчас в Европе. Европейский управленческий аппарат ослаблен, и делать ему такие подарки несвоевременно даже исходя из того, что нам таки придется строить с Европой стратегическое партнерство. А значит, нужно уже сейчас вести себя как уверенный и солидный партнер.

Аппетит приходит во время еды, и уступка в части авиационных отношений не станет последней. Некоторые в Брюсселе уже поговаривают о возможности повторной постановки вопроса о внутрироссийских ценах на нефть и газ, сокращении поддержки отечественного сельского хозяйства, и так в сотни раз уступающей по размерам аналогичным дотациям в Евросоюзе. Поэтому Россия - великая держава Европы на протяжении многих веков - не может соглашаться с ролью "мальчика для битья".

И в российской, и в европейской истории хорошо известно весьма циничное и опасное средство отвлечь внимание от собственных внутренних проблем: развязать "маленькую победоносную войну". Оно никогда не приводило к желаемому результату, только усугубляя трудности.

Караганов С. А.
2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован