Все разговоры о недостаточном исполнении бюджета, особенно в плане реализации приоритетных региональных проектов, похоже, стали уже притчей во языцех.
По крайней мере, в краевом парламенте что не пленарное заседание, то очередной повод для беспокойства. Цифры в отчётах краевого правительства красноречиво свидетельствуют, что денег территориями осваивается до обидного мало. Почему же главы городов и районов не спешат получить, как образно выразился на одной из "пленарок" глава краевого правительства, этот "мешок денег"? Отчего вполне разумная идея, направленная на улучшение качества жизни жителей региона, так и не может реализоваться? В чём причина? Ведь помимо слабой реализации проектов проблемы возникли и с исполнением других статей бюджета.
Кое-кто из коллег утверждает, что основная причина кроется в довольно сложных механизмах получения средств. Мол, трудно людям на местах разобраться с мудрёными формулировками в методиках. Дескать, соблюсти все условия нормативно-технической и проектно-сметной документации - от подачи заявки до проведения необходимых конкурсов - для них крайне сложно. Но в этом, безусловно, справедливом замечании кроется только половина правды. Да, соглашусь, во многих районах квалификация сотрудников аппарата администрации зачастую далека от совершенства. Они и сами неоднократно признавались, что не в состоянии правильно подготовить документы. Но верно и то, что краевые власти постоянно предоставляют прогрессивные методики, проводят различные семинары. И не только для глав, но и руководителей рангом пониже. На учёбу в краевой центр постоянно вызываются те, кто ответственен за реализацию проектов в своём районе или посёлке. Всё течёт, всё меняется, и сейчас уже многие специалисты не плачутся - научились пользоваться механизмами.
Тем более, охами и вздохами делу всё равно не помочь! Хотя выходов из создавшейся ситуации на самом деле может быть несколько. Можно усилить контроль, произвести своеобразный административный нажим, четко расписать ответственность. Возможно, для кого-то опасность получить втык от руководства станет наиболее серьезной мотивацией. Но это же абсурд - ругать за то, что у тебя не взяли кучу денег!? Можно, конечно, и чуточку упростить процедуру, изменить правила игры. Но где гарантия, что новый регламент окажется районным специалистам по зубам? На мой взгляд, есть ещё один способ - более эффективный, но в то же время довольно спорный.
Я очень осторожно выношу эту идею - привлечь в качестве активного игрока на поле реализации проектов бизнес! Понятно, что это может вызывать неоднозначную реакцию. Причём как муниципальных служащих, так и жителей региона. Ведь уже на протяжении длительного времени и так многие критикуют краевые власти за бизнес-подход в управлении. Но, вне всякого сомнения, в этой идее есть определенный смысл. Во-первых, представители бизнеса знакомы с правилами игры - они разбираются в законах, следят за формированием бюджета. Во-вторых, среди них немало первоклассных специалистов - финансистов и экономистов. И, в-третьих, у всех появляется определённая мотивация. А это, быть может, самое важное. У власти появится возможность реализовать проект. У бизнеса - желание заработать.
Другое дело, что самым сложным здесь будет уловить грань, за которой бизнес будет не помогать, а залезать в бюджетный карман. Но при достаточной открытости процесса это, думаю, не станет особой проблемой. В любом случае многое решает пресловутый человеческий фактор.
Да и не открываем мы никакой Америки! Так или иначе, взаимодействие власти и бизнеса существует. Полулегально, благодаря знакомствам или ещё как. А так появляется возможность сделать процесс открытым, законным и главное - достаточно эффективным. Речь ведь не идёт о подмене функций. Бизнес и по закону-то не может заниматься управлением и вторгаться в бюджетную сферу. Поэтому контрольные функции всё равно останутся за органами власти. Но им никто не мешает получить организационное содействие извне.
Взять, к примеру, то же земельное законодательство. Девелоперская структура вполне сможет качественно оформить для муниципалитета кадастровые справки. Что плохого в том, что за определённое вознаграждение они приведут в порядок документацию? И что размежеванные участки земли быстрее смогут пойти под жилищное строительство? Принцип простой: не хочешь платить - делай сам. Не можешь? Тогда доверься профессионалам! Конечно, такой подход не решит в одночасье все проблемы местного самоуправления. Но, по крайней мере, даст толчок к качественному исполнению бюджета.
http://www.parliament.perm.ru/press/tribune.php?id=623&