В среду Минземимущество РТ сообщило, что в ближайшее время ОАО "КАМАЗ-Капитал" консолидирует около 30% акций ОАО "КАМАЗ". В числе учредителей "КАМАЗ-Капитала" - правительство Татарстана и две офшорные компании, аффилированные, по неофициальным данным, с топ-менеджментом Внешторгбанка и "Рособоронэкспорта". Последнее дало основание некоторым наблюдателям утверждать, что КАМАЗ пойдет по колее ВАЗа, в совете директоров которого после ухода со своего поста Владимира Каданникова доминируют представители государства в лице "Рособоронэкспорта", и таким образом вернет себе статус по сути оборонного завода времен СССР. Однако есть и другая версия: консолидация проводится в интересах топ-менеджмента КАМАЗа, в первую очередь - генерального директора Сергея Когогина, который договорился с республиканскими властями о солидарных действиях в случае приватизации федерального госпакета автогиганта.
Вообще, кульбиты при постельцинском переделе собственности вызывают порой изумление ничуть не меньшее, чем при памятных залоговых аукционах 90-х, и комбинации с КАМАЗом - тому один из примеров.
В номере за 11 октября с.г. "ВиД" достаточно подробно анализировал причины и возможные последствия внезапного иска к КАМАЗу со стороны Минфина РФ (точнее - Внешэкономбанка РФ от имени Минфина) на $150 млн в связи с задолженностью по так называемому японскому кредиту. Тогда, в начале октября, вслед за иском Премьер-министр Михаил Фрадков тут же своим распоряжением включил КАМАЗ в перечень федеральных стратегических предприятий и организаций, то есть отменил предыдущее решение Правительства РФ об исключении компании из такого списка в связи с подготовкой приватизации, а точнее - продажи принадлежащего РФФИ госпакета в 34,01%. То есть приватизировать КАМАЗ стало нельзя, и просматривавшийся вариант погашения долга за счет отчуждения госпакета акций автозавода в пользу неких бизнес-структур вроде бы отпал. Таким образом, между прочим, оказалась обессмысленной и передача в УК "КАМАЗ-капитала" пакета акций КАМАЗа, принадлежавшего правительству Татарстана - 11,6% (согласно указу Президента РТ КАМАЗ к тому времени был исключен и из списка стратегических предприятий в РТ). Вскоре после этого Минтимер Шаймиев имел в Москве встречу с главой МЭРТ Германом Грефом, в ходе которой обсуждались вопросы, связанные с развитием КАМАЗа (какие именно, в официальных пресс-релизах не сообщалось), а следом Госсовет РТ, утверждавший бюджет республики на 2006 год, внес в него строку, означающую, что правительство Татарстана берет на себя обеспечительные гарантии по долгам в связи с "японским кредитом" КАМАЗа. Ситуация, казалось, перешла в фазу застоя, но вот что-то придало ей новую динамику.
По мнению экспертов, на которых ссылаются во вчерашнем номере "Ведомости", в покупке госпакета заинтересованы "Базэл", "Северсталь-Авто" и менеджмент "КАМАЗа" во главе с гендиректором Сергеем Когогиным. Якобы он договорился о партнерстве с республиканскими чиновниками, и именно согласно этим договоренностям в дополнение к сентябрьской передаче в УК "Камаз-Капитала" 11,6% акций завода еще 8,3% акций предприятия в эту компанию внесли компания Streight Invest Ltd. и "дочка" "Камаза" - ФЛК "Камаз". Еще 10% акций, по информации Минземимущества РТ, в УК "Камаз-Капитала" в ближайшее время внесет Starringway Enterprises Ltd. Говорят, что все эти компании являются структурами, близкими к менеджменту "КАМАЗа". В итоге "Камаз-Капитал" будет владеть 29,9% акций завода, а правительству Татарстана будет принадлежать 38,77% акций этой компании. Если менеджеры завода передадут в компанию все принадлежащие им акции завода, в ее собственности окажется около 40% акций завода, утверждают "Ведомости" со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией на заводе.
А во вторник стало известно, что ВТБ перевел 17,17% акций завода в номинальное держание ЗАО "ИНГ Банк (Евразия)", прежде не значившееся в числе акционеров "КАМАЗа".
"Руководство завода никогда не скрывало, что ему не по душе приватизация федерального пакета, - напоминает Елена Сахнова из ОФГ. - Нынешняя консолидация акций может быть своего рода подстраховкой перед продажей". "Вопрос о приватизации "КАМАЗа" пока не решен, но, если федеральные власти выставят их на продажу, "КАМАЗ-Капитал" может стать претендентом номер один на его покупку", - говорит аналитик "Уралсиба" Кирилл Чуйко. Оба эксперта сходятся во мнении, что владельцы "КАМАЗ-Капитала" будут пытаться довести свою долю в КАМАЗе до контрольной за счет покупки бумаг других акционеров. Правительственный чиновник и источник, близкий к заводу, не исключают, что претендовать на покупку акций завода может и "Рособоронэкспорт". "Глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов довольно давно и не случайно сидит в совете директоров КАМАЗа, - говорит один из них. - Кроме того, известно, что он дружен с Сергеем Когогиным, возможно, им удастся договориться о совместном управлении заводом".
Возможно все, как говорится. Последим за развитием событий.
http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-11989.htm
226-227 (2187-2188) от 02.12.2005 года
Юрий АЛАЕВ, "ВиД"