Эксклюзив
05 октября 2009
11530

Сергей Комков: Исследовательская `Вышка`

На днях в жизни российской науки произошли сразу два события. 25 сентября состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет". А 2 октября группа российских ученых, работающих за рубежом обратилась с открытым письмом к руководству Российской Федерации, в котором рассказала о "катастрофическом состоянии фундаментальной науки" в стране и выдвинула свои предложения по научно-техническому развитию России.

Казалось бы, что два этих события имеют между собой мало общего. Но, если вглядеться поглубже, можно найти одну немаловажную закономерность. Совершенно очевидно, что фундаментальные научные исследования в России за последние годы практически дошли до нуля. Именно с этим связаны серьезные неудачи в области военно-технических разработок (например, пресловутая "Булава", которая так и не хочет выполнять заложенные в неё разработчиками функции) и ряд крупнейших техногенных катастроф (в первую очередь, трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС).
Не предвидится никаких позитивных изменений и в обозримом будущем. Особенно в связи с резким снижением уровня всего российского образования и повсеместным и тотальным внедрением ЕГЭ, которое неизменно приведет к фактическому уничтожению системы высшего профессионального образования в стране.

И вот, казалось бы, наконец-то российское правительство и министерство образования и науки пошли на весьма позитивный шаг: создание в стране системы "Национальных исследовательских университетов". Что могло бы позволить подключить к непосредственной научной деятельности не только научно-исследовательские организации, но и вузовский потенциал.

Подобным путем давно уже идут ведущие страны мира. Да и в нашей стране до 1991-го года подобного рода система, пусть в ограниченном виде, но существовала. Видимо, действительно настала пора не просто реанимировать лучшие наработки советской научной школы, но и всерьез продвинуться вперед.

Да, вот только результаты проведенного конкурса на право называться "национальным исследовательским университетом" повергли многих экспертов в уныние. И в этом нет ничего удивительного.

Всего в конкурсе приняли участие 110 российских ВУЗов, из которых определили 28 финалистов. Эксперты, проводившие оценку деятельности претендентов, отнеслись к столь непростой миссии весьма ответственно и каждому воздали своё. Но окончательный итог всех поразил.

Сегодня много и часто говорят о таких пагубных для страны явлениях как административный протекционизм или коррупция. На эту тему уже сломано немало копий. Идут активные публичные баталии в СМИ. Но воз, как говорится, и ныне там.

И проведение конкурса на звание "национального исследовательского университета" лишнее тому доказательство. В конечном итоге в число "счастливчиков" попали ВУЗы, стоящие довольно далеко в рейтинге, составленном экспертами. Например, победителями стали Пермский государственный университет (7-й десяток рейтинга) и Белгородский государственный университет (9-й десяток рейтинга). Серьёзно подкачал и Московский авиационный институт (МАИ), который тоже занял место лишь в 7-м десятке рейтинга. Но это не помешало и ему в итоге стать счастливым обладателем заветного статуса.

Возникает вполне закономерный вопрос: что это? Конкурсные издержки или целенаправленная политика по снижению уровня исследовательских университетских центров? И кому это в конечном итоге выгодно?

Однако, для людей, уже давно наблюдающих за происходящим вокруг Министерства образования и науки России, уже давно никаких вопросов нет. Всё предельно ясно. Это ведомство, возглавляемое на протяжении более 5 лет "агентом" американского влияния господином Фурсенко, упорно ведет всю систему российского образования к полному краху. И главным "помощником" Минобрнауки в столь пакостном деле является учреждение, созданное в 1992-м году на деньги Мирового Банка - Высшая Школа Экономики.

Именно "специалистами" Высшей Школы Экономики (или, как её попросту называют в народе - "Вышки") разработан и внедрен в России целый ряд "реформ", которые привели к весьма тяжким последствиям. Но именно это, по всей вероятности, стало причиной того, что "Вышка", занявшая в рейтинге экспертов всего лишь 34-ю позицию, тоже была объявлена победителем конкурса на звание "национального исследовательского университета".

Да, оно и понятно. Ну, как же нам без "Вышки"?

Именно здесь, начиная с 1992-го года, находится главное "гнездо" американских "советников". А бессменным "научным руководителем" этого "уникального" учреждения является Евгений Ясин. Который одновременно успевает замещать должность профессора Гарвардского университета (США). И который активно сотрудничает с лабораторией, разрабатывающей стратегию американских спецслужб в отношении России. Комментарии, как говорится, излишни.

Не меньшее удивление вызывает у специалистов и фигура ректора "Вышки" - Ярослава Кузьминова. Всеядность этого человека поражает всех. Он светится во всех пагубных для России "начинаниях". Человек, защитивший в 1984-м году кандидатскую диссертацию по теме "Трудовые отношения в первобытно-общинном строе", пытается сегодня все государство Российское затащить в этот самый первобытно-общинный строй. И нисколько своих планов не скрывает.

Он стоял у истоков разработки программы "Модернизации системы образования в Российской Федерации". Результатом осуществления данной "программы" стало массовое закрытие сельских малокомплектных школ. Что фактически привело к полному социальному коллапсу на огромной территории нашего государства. Всего за 15 лет в России было уничтожено более 12 тысяч школ. Подобного наша страна не знала даже в суровые годы военного лихолетья. Внимательно вглядываясь в происходящее в системе российского образования в соответствии с данной "программой", невольно ловишь себя на мысли, что кому-то очень хочется поскорее превратить Россию в безлюдную территорию.

Но, по замыслам американских хозяев господ Ясина и Кузьминова, территория должна быть не только безлюдной. Оставшаяся на ней для обслуживания новых хозяев часть населения должна быть тупой и безграмотной.

Именно с этой целью, начиная со второй половины 90-х годов, "Вышка" активно проталкивает идею введения в России ЕГЭ, которому отведена роль "переводчика" всей системы российского образования с фундаментальных классических рельсов на рельсы прикладные. То есть, создание системы по образу и подобию американскому. И это кончится для нашей страны настоящей национальной трагедией. Но, похоже, что для господина Кузьминова и Ко это является главной вожделенной целью.
В "исследовательских лабораториях" Высшей Школы Экономики родилась также уникальная идея нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, которая привела сегодня к фактическому снижению всего уровня преподавания. Как в средней, так и в высшей школе. Поскольку привела к серьезным перекосам при комплектовании данных учебных учреждений, которые в погоне за дополнительными средствами допустили серьезную перегрузку учебных классов и учебных групп, резко снизив тем самым и без того низкое качество образования. А ряд учебных учреждений в результате внедрения данной системы вообще оказались за гранью выживания. Особенно в отдаленных регионах страны.

Но деятельность "Вышки" сегодня не ограничивается лишь системой образования.

Именно из её недр появились главные разработки, положенные в основу российской "административной реформы". Но мало кто знает, что эта "реформа" была проведена в стиле и в духе теории "сете-центрических войн", разработанной военными экспертами США, и предусматривающей захват американцами других государств без использования военной силы. Сегодня мы пожинаем плоды этой самой "реформы". Которая практически привела к полному коллапсу всю систему государственной власти в России.

Господин Кузьминов участвовал также в разработке "административных регламентов". И эта "разработка" фактически закончилась созданием полной неразберихи в административных структурах государства Российского. Которая, конечно же, тоже на руку его американским "заказчикам".

Торчат "уши" Высшей Школы Экономики и в истории с "монетизацией" льгот. Специалисты "Вышки" с пеной у рта доказывали необходимость данной "социальной меры" и были главными наставниками российских законодателей, даже не удосужившихся пораскинуть мозгами над тем, к каким тяжелейшим социальным последствиям все это приведет. А Евгений Ясин на всю страну заверял граждан и правительство, что лишь "монетизация" льгот позволит нам преодолеть тяжелые последствия постсоветского развития. Поэтому сотни тысяч российских стариков и инвалидов должны испытывать к господам Ясину и Кузьминову "чувство высокой признательности за своё нынешнее благополучие".

Вот такой он - "Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики"!

Я бы к этому названию добавил лишь одно слово, которое бы вполне и до конца определило суть данного учреждения. Оно должно называться "Американский национальный исследовательский университет". Главной целью которого является перестройка всей системы образования, науки, экономики и социальной сферы под нужды будущих (как считают руководители "Вышки") хозяев России - янки.

В связи со всем сказанным примечателен и другой факт. Из числа победителей конкурса на звание "национальный исследовательский университет" каким-то странным образом исчезло ведущее высшее учебной заведение страны, имеющее непосредственное отношение к разработке стратегии и тактики Российского государства на международной арене - МГИМО. Хотя, по результатам оценки экспертов этот университет занимал 14-ю позицию. И эта ситуация вызывает двойственные чувства.

С одной стороны, это является показателем того, что руководство МГИМО не использовало в борьбе за столь высокое звание никаких недозволенных административных ресурсов и, уж тем более, даже не пыталось применить недозволенные коррупционные механизмы. Но, с другой стороны, это показывает, что нынешнее руководство Министерства образования и науки России давно уже подчинило интересы развития своего собственного государства интересам другого государства - США, которое, не смотря на постоянные заверения его руководства, всегда было и остается до сей поры главным геополитическим противником России.

А это всегда, во все времена и у всех народов называлось ёмким и довольно метким словом - предательство.

Сергей Комков - профессор, академик МАНПО, член Союза писателей России

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован