Эксклюзив
10 августа 2014
5204

Сергей Комков: Томаш Масарик и гуманитарная катастрофа современной Украины

Томаш Масарик и его коллеги по правительству Чехословакии начала 20-х годов прошлого столетия могут сегодня стать ярким примером осуществления важнейшей гуманитарной миссии по спасению интеллектуального потенциала одного из крупнейших государств Европы. Речь, конечно же, идет об Украине.
В свое время, в 1921 году правительство Чехословакии приняло беспрецедентное решение о проведении, так называемой, "Русской акции". В рамках которой в самой Чехословакии, а следом за ней - еще в целом ряде стран Европы было принято несколько десятков тысяч представителей российской интеллигенции, вынужденной покинуть Россию после развернувшихся там трагических событий.
При этом Чехословакия не просто приютила у себя оставшихся без крова и без каких-либо средств к существованию российских философов, литераторов, артистов, ученых, но и создала соответствующие условия для продолжения их плодотворного труда. А их дети получили все возможности для обучения на родном русском языке. С этой целью на специально выделенные государственные средства были открыты русские школы и даже "Русский народный университет". В столь не простые годы Прага стала своего рода "Русским Оксфордом", давшим надежду на будущее сотням и тысячам вынужденных беженцев из России. И многие из них и их потомков стали впоследствии истинной гордостью проживающих в Европе наших российских соотечественников.
Почему я сегодня вдруг решил вспомнить эту уникальную "акцию" чехословацкого правительства? Потому что настал час уже самой России отдать долг в виде оказания гуманитарной помощи своим ближайшим братьям - украинцам, попавшим в такую же сложную гуманитарную ситуацию.
Сегодня десятки тысяч обездоленных людей вынуждены бежать со своих насиженных мест в некогда процветающей Украине через все кордоны и границы на территорию России. Бежать, потому что клика государственных преступников, нарушивших все мыслимые и немыслимые законы, силой захватила власть в этой стране, варварски разбомбила их дома и отняла всяческую возможность дальнейшей мирной жизни. Бегут целыми семьями: с чадами и домочадцами, прихватив только самое необходимое. Без каких-либо средств к существованию.
И Россия, как некогда в 20-е годы прошлого столетия Чехословакия, принимает их. Дает кров и возможность наладить хоть какую-то человеческую жизнь.
Это, конечно же, гуманно. Но этого мало. Думается, что в связи со сложившейся сегодня в Украине гуманитарной ситуацией российскому руководству следует очень внимательно изучить опыт "Русской акции" Томаша Масарика.
В первую очередь, это касается представителей украинской интеллигенции и научных кадров. Только в одном Луганске, подвергающемся ныне жесточайшей бомбардировке и фактическому уничтожению, некогда работало несколько высших учебных заведений. Со своими научными кафедрами и уникальными научными центрами. Не меньшее значение имеет и город Донецк, из которого большая часть научных работников уже покинула территорию Украины. Не говорю уже о сотнях школьных учителей, вынужденно перебравшихся сегодня на территорию Российской Федерации.
Недавно Министерством образования и науки России было принято решение о выделении дополнительных бюджетных мест в наших отечественных вузах беженцам из Украины. Мера, прямо скажем, с точки зрения политической весьма привлекательная. Но с практической и профессиональной точки зрения весьма спорная.
Действительно, последние годы учебные планы и программы российской и украинской школы резко различались. Если нам в России вопреки стараниям американских "советников" и "консультантов" еще как-то удалось сохранить свои собственные, национальные элементы образования, то Украина полностью и окончательно с середины 90-х годов "легла под Америку". Особенно это коснулось предметов гуманитарного цикла. А также - системы преподавания в старших классах средней общеобразовательной школы. Поэтому зачисление в российские гуманитарные вузы на бюджетные места выпускников украинских школ сразу создает огромную массу проблем. Практически всех их придется переучивать заново. Причем, в рамках уже утвержденных российских государственных программ. Кто это будет делать и как, - большой вопрос. Кроме того, обучаться украинским беженцам придется исключительно на русском языке. И, хотя практически все выходцы из юго-восточной Украины владеют русским, эти навыки не достаточны для качественного освоения весьма сложных учебных программ.
К тому же возникает вполне естественный вопрос: а нужно ли их вообще полностью и окончательно разлучать с родным украинским языком?
Подобного рода действиями российское руководство фактически берет курс на полную и окончательную ассимиляцию граждан украинской национальности. И это является большой ошибкой.
С точки зрения чиновника, конечно, куда легче просто заставить украинца подчиниться требованиям российского министерства образования и науки. Но, будет ли это верно с точки зрения политической и общечеловеческой логики?
Надо совершенно четко понимать, что нынешняя ситуация на Украине не может продолжаться вечно. Совершенно очевидно, что рано или поздно подогреваемая стараниями заокеанских "доброхотов" политика в этой братской нам стране потерпит крах. И Украине придется в буквальном смысле слова возрождаться из пепла. Придется практически с нуля восстанавливать свою научную базу, строить новые школы, по кирпичикам восстанавливать уничтоженную военной кликой экономику и производство.
И в этот ответственный исторический момент ей очень пригодятся свои собственные, сбереженные и преумноженные, национальные созидательные силы.
Огромную роль в этом может сыграть Россия. Но для выполнения столь значимой гуманитарной миссии нам надо полностью пересмотреть свою доктрину в отношении судьбы оказавшихся на нашей территории беженцев.
Подобно правительству Томаша Масарика Россия сегодня должна принять особую программу спасения интеллектуального и культурного потенциала Украины. Создать сеть украинских школ и украинских вузов, в которых смогли бы полноценно работать свои собственные украинские учителя и вузовские преподаватели.
Кроме того, выходцам из Украины должна быть предоставлена возможность общения на родном языке и обучения ему своих подрастающих детей.
Конечно же, все это намного сложнее, чем просто распихать беженцев по нашим российским учреждениям и предприятиям, а их детей - по нашим российским школам и вузам. Но это будет не мнимая, а реальная помощь дружественной нам стране в столь сложной гуманитарной ситуации.
Не знаю, будет ли данный проект называться "Украинская акция" и будет ли он вообще как-то называться. Не в этом суть. Важно другое: в ситуации фактической гуманитарной катастрофы Россия должна сделать все для того, чтобы не только сохранить народ этой страны, но и сохранить ее национальные научные кадры, ее национальные традиции, ее национальный язык. Только тогда мы с чистой совестью сможем признаться в том, что сделали для своих братьев-украинцев все возможное.
И даже невозможное.

Сергей Комков - директор "Русского Дома" в Марианских Лазнях (Чехия), доктор философских и педагогических наук, профессор, член Союза писателей Москвы
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован