Если говорить о самой необходимости реформ в российском образовании, то они, безусловно, нужны. Если же оценивать сам процесс реформирования или, как иногда говорят, модернизации сферы образования, то оценка смешанная. Есть позитивные изменения, но существует и немало нерешенных задач.
Реформа образовательной системы не может ограничиваться реформированием самих образовательных учреждений и регулирующих их деятельность механизмов. Настоящая реформа образования должна включать в себя серьезные изменения в той среде, в которой существует образование, прежде всего в финансово-экономической. Я имею в виду в первую очередь налоговую систему, которая должна стимулировать инвестиции в образование. Это касается как инвестирования граждан в собственное образование, в образование своих детей и внуков, так и инвестиционных вложений компаний, предпринимательских структур в образовательную сферу. Они должны не просто благотворительствовать, как это делает в широких масштабах, например, "ЮКОС", подобная деятельность не может быть исключением и финансовым "жертвоприношением". Государство просто обязано создать льготный налоговый режим для инвестиций в образование: в конечном счете это принесет дивиденды самому государству. Хотя, если бы даже не было экономической выгоды, государство должно это сделать, заботясь о потенциале и здоровье нации.
Что же происходит сейчас? Те налоговые льготы на образование, которые получают наши граждане, - это крохи, не стоящие даже того времени, которое приходится тратить на хождение со справками по кабинетам.
Еще одна проблема, которая требует решения, - это отношение государства к негосударственным и государственным вузам. И те и другие решают одну задачу - образование граждан. Было бы правильнее говорить о вузах, использующих и не использующих бюджетные средства. Нередко бюджетные средства тратятся на заработную плату. Безусловно, необходимо повышать преподавательскую зарплату, но вопрос в том, надо ли это делать в уравнительном порядке, вне зависимости от конкретной эффективности и качества преподавательского труда.
Негосударственные вузы имеют больше возможностей дифференцировать оплату, стимулируя развитие новых, прогрессивных методов обучения, и это напрямую связано с качеством образовательного процесса. В негосударственном вузе, таком, как наш университет, мы можем обеспечить элитарность, высочайшее качество обучения, привлекая за достаточно высокую плату лучших специалистов и преподавателей, вводя новые дисциплины и методики. Иначе говоря, мы предлагаем студентам немало того, что не может обеспечить государственный вуз.
Система госэкзаменов существует и работает в целом ряде стран. Я нормально отношусь к этой идее при условии, что она будет адекватна нашей ситуации. Те варианты тестов, которые мне довелось видеть, рано вводить в практику: требуется серьезно проработать содержание и формы ЕГЭ.
Международный университет готов принимать студентов по результам ЕГЭ. Дополнительные тесты и экзамены мы вводить не станем, но обязательно будем проводить собеседование, чтобы убедиться, насколько подготовка абитуриента соответствует оценкам ЕГЭ и нашим требованиям.
www.planetaedu.ru
03.12.2008