- Сергей Владиславович, не могли бы вы прокомментировать негативные сценарии западных аналитических центров, посвященные судьбе нашей страны.
- Я убежден в том, что Запад уже приговорил РФ к распаду. Еще в конце 80-х у иностранных партнеров по бизнесу я лично видел американский сценарий, где совершенно четко и поэтапно излагались планы дезинтеграции России. Раздроблялась сердцевинная геополитическая конструкция, которая могла противостоять "Пакс Американа", и вместо нее создавалась зона влияния. Но это политический аспект. А главным был аспект экономический. После того как Россия выполняла функцию "последнего Клондайка" для Запада (своим накопленным потенциалом, имуществом и возможностями она спасла западную экономику в 90-е годы), ей отвели роль "неприкосновенного сырьевого запаса". Когда другие регионы мира истощат запасы полезных ископаемых, обратятся и к РФ. А до того времени нам позволят лишь прозябать и особо помогать не станут.
- А зачем правителям Запада окончательно дробить Россию? Ведь это опасно. Это породит хаос. Они-то и с одним Ираком сладить не могут...
- Наши цивилизационные противники, ломая нас, решают три очень важные для них задачи. Во-первых, они сокрушили советский строй. Можно долго спорить по поводу того, был ли социализм обречен или нет, но нужно смотреть в корень. На чем основывается рынок? На личном интересе. Личный интерес стоит на выгоде. Рынок же замешен на эгоизме. А теперь я призываю всех - демократов, православных патриотов, социалистов - посмотреть, на чем все должно базироваться? И выяснится, что это - общность (которую можно назвать и коллективизмом, и соборностью), первенство добра над злом и труда над присвоением. В рынке доход рождается в момент обмена. А вот при социализме - в процессе труда. Поэтому скорее не улюлюкать нужно по поводу гибели социализма, а печалиться.
Наш противник, сокрушая СССР, уничтожал потенциального цивилизационного конкурента.
Второй задачей "развальщиков" нашей страны стало истребление русского технологического потенциала. Потому главный удар направили на военно-промышленный комплекс. Мы можем говорить об успехах в экспорте оружия, о доходах в пять или шесть миллиардов долларов в год, но я, имея отношение к оборонной отрасли, со знанием дела утверждаю: сегодня Россия просто использует технологический задел СССР конца восьмидесятых и продает созданные на его основе системы оружия в страны третьего мира. Американцы, судя по всему, смотрят на этот экспорт нашего оружия сквозь пальцы, потому что считают, что Индия и Китай, покупая нашу технику, закрепляют свое отставание от военного потенциала США.
Третья задача нашего противника: навсегда убрать с мировой арены русский субъект действия. Устранить носителей русского национально-культурного "кода". Вместо нашего национального смысла нам подсовывают пустышки, симуляторы, суррогаты. Делается все, чтобы жизнь в России стала одним большим симулятором. В сфере культуры, образования и воспитания идет погром.
Многие недоумевают: почему Запад стабилизировал наш распад в начале 90-х годов, когда было очень легко развалить и Российскую Федерацию вслед за СССР? Разгадка проста: требовалось примерно 25-30 лет для того, чтобы полностью размонтировать унаследованный РФ советский военный потенциал. Именно его сохранение и вызвало тогда поток "гуманитарки" с Запада. Он боялся голодной армии с ядерным оружием. Ну а когда военный потенциал России сойдет на нет... Вы слыхали о массированной гуманитарной помощи США голодающим африканцам? Я тоже не слышал. Вот Сьерра-Леоне ее оказывают - потому что там есть алмазы. А на улицы Москвы американские отряды с гуманитарной помощью не войдут!
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС НАШЕГО ЗАВТРА
- То есть будущего у нас уже нет?
- Почему же? Ведь это только один сценарий нашего будущего - развальный. Но есть и другой. Чтобы спастись от краха, русским необходимо совершить экономическое чудо. Надо не удвоить, а удесятерить наш ВВП! А возможно ли это чудо? Русские издавна славны "технологическими" сказками - ковры-самолеты, скатерти-самобранки и рыбки золотые в "правильные" места приплывают. И это не случайно. Мы не раз за свою историю, в том числе и в ХХ веке, буквально совершали чудеса. Если совершим новое чудо, то у нас есть будущее. Если нет - то все, опускайте занавес.
Наш шанс - в технологической революции. Анализ, которым мы занимались в рамках нашего "Проекта-96", позволил выявить сотни прорывных, "закрывающих" и даже "открывающих" технологий, которые могут изменить картину не только России, но и всего мира. Очень часто публицисты, экономисты и прочие реформаторы говорят, что всякие чудесные технологии - это сказки. Главное, мол, картошку голландскую посадить, пробурить новые нефтескважины и встроиться в "правильную" схему, делая уже не самолеты, а закрылки для европейских аэробусов. Дескать, нечего народ бередить... Со всей ответственностью говорю: эти технологии есть и работают. Мы планируем организовать их выставку, где посрамим наших хулителей. Надеюсь, и ваш журнал в этом деле поучаствует.
Но я бы предостерег от излишнего оптимизма. Главный вопрос русского завтра состоит не в технологиях - они есть. И потенциал наш достаточен. Все упирается в субъект действия, в силу, которая может совершить чудо в России. Субъекта пока нет. Ни государство, ни партии на эту роль не тянут.
Помимо технологий, денег и природных богатств нужны воля и фантазия. Кто мы - волки или люди? Вот ключевой вопрос наших дней. Если волки, то никогда не выпрыгнем за линию из красных флажков, которой нас огородили. Если люди, то плевать мы на них хотели. Так что шанс у России есть. Хотя вроде бы все тенденции сегодня - против русских. Но... Я очень уважаю православную историософию, которая говорит, что роль России - роль удерживающей силы против зла в мире. Рухнем мы - и зло пойдет гулять по Земле свободно. Если мы не выпрыгнем за "красные флажки", то сначала рухнет Россия, а за нею - и весь мир...
"СВЕРХНОВЫЕ РУССКИЕ"
- Так кто же способен стать той желанной силой русского чуда? Ведь, по-вашему, воли и фантазии не хватает ни у государства, ни у старых партий. Может, новая порода деловых людей, идущая на смену карикатурным "новым русским"? Ведь "нью рашенз" в основном богатели на разграблении собственной страны, ее бюджета, предприятий и сырьевых богатств...
- Я тоже надеюсь на новую генерацию русских предпринимателей. Гениальный наш мыслитель Лев Гумилев построил свою оригинальную теорию так: сначала появляется консорция - группа людей с общностью судьбы. А из консорции вырастает субэтнос, а из него - новый народ. Сейчас на наших глазах складывается некая консорция "сверхновых русских".
Впервые об этом мы говорили с философом Сергеем Чернышовым еще в 1992-м. Ядро новой общности составили люди, успевшие получить образование в Советском Союзе и которые несут в себе не социализм, а добрые сильные идеи. Эти ребята убеждены в том, что добро должно быть с кулаками. Оказавшись среди развалин СССР и кошмара 90-х годов, они сделали свой выбор. Как тот врач в романе Камю "Чума", который не уехал из пораженного мором города и продолжал работать, понимая, что спасти всех все равно не удастся. "Даже если мы проиграем, мы обязаны бороться до конца!" - вот символ веры этой породы людей. Их в России оказались даже не десятки, а сотни тысяч. Многие из них не только выжили, но и успели что-то сделать. А когда они поняли, что смогли выплыть с тонущего "Титаника", то стали объединяться в группы. Сегодня есть центростремительная тенденция. Посмотрите на успех сайтов так называемого "нового патриотизма" в Интернете! Именно нового, а не старого, который до сих пор живет идеями начала ХХ века или 30-х годов. Это, знаете ли, показатель!
Да, это "старшие товарищи", отцы. Но есть и дети, второй отряд! В девяностые годы сформировалось молодое поколение, которое, пройдя сквозь громадные испытания и нажив свои капиталы в смутные годы, тоскует по "тому-чего-не-было". Наиболее удачно настроения этой молодой группы выразили вы сами, назвав одну из своих книг "Вперед, в СССР-2". Молодые не жили в реальном Советском Союзе, но осознают его плохие стороны и мечтают построить новую великую державу, свободную от прежних пороков. Они понимают, что в нынешнем состоянии Россия не сохранится, что у теперешней тенденции конец один - хаос. И они ищут контртенденцию. Наверное, сегодня нужно самыми разными способами - общественными движениями прямого действия, журналами вроде "Русского предпринимателя", Интернет-сайтами - ускорить этот процесс, помочь консолидации этих отрядов в некое братство. В Bratstvo.ru, можно сказать. Но строить эту общность "сверхновых русских" надо не из одного центра, а как сеть, как поток, как саморазвивающийся процесс. На это есть три-четыре года. Осозна"ют себя эти ребята "спецназом истории" - и тогда в стране возникнет сила, способная совершить и технологическую революцию, и русское чудо.
Братству придется действовать в реальном мире: эгоистичном, жестоком, уважающем только силу. Поэтому кто-то должен будет взять на себя важную работу - выковать меч, который возьмут в руки подросшие "сверхновые русские". Таким мечом в современном смысле являются технологии - именно они способны дать богатство, мощь и власть. В момент, когда братство сложится, у него должна быть достаточная масса прорывных технологий - именно это позволит "сверхновым русским" заявить о себе как о мощном субъекте исторического действия. Поиск и концентрация таких технологий и есть главная задача "Проекта-96", в котором участвует и ваш покорный слуга. Я тоже "сверхновый русский".
- А почему проект называется именно так? И что он собой представляет?
- В середине 90-х сложилась наша группа. В нее вошли и отставные работники спецслужб, и ученые, и предприниматели, которые имели отношение к государственной политике и потерпели поражение в момент, когда страна выбирала между двумя путями: "корпорацией СССР" и гайдаровскими реформами. Несколько лет назад мы решили в расчете на будущее аккумулировать все интересные технологии и разработки. А цифра "96" - это не год начала проекта. Имелось в виду то, что человек в обычной жизни задействует только четыре процента клеток головного мозга. Дескать, русским пора работать головой в полную силу. "Проект-96" - это метафора всего творческого. Мы помогаем авторам технологий выжить и дотянуть до того момента, когда их наработки окажутся востребованными.
Надо сказать, до этого момента мы никогда не афишировали свою деятельность. Работали тихо. А теперь приходит наше время. Ведь вопрос стоит о будущем России...
Беседовал Максим Калашников
СПРАВКА <РП>
Сергей Кугушев - 49-летний предприниматель, финансист и философ. В 1983 году, будучи молодым экономистом, принимал участие в работе одной из аналитических групп, созданных по распоряжению Юрия Андропова для поиска путей модернизации советского общества. В государственном аппарате С. Кугушев достиг ступени начальника управления Госстроя СССР в ранге заместителя министра (1988 г.). Уйдя с государственной службы, вместе с Роланом Быковым создал первую общественно-коммерческую организацию "Центр кино". Учредил многопрофильную венчурную группу "Русский капитал". Работал председателем совета директоров "Межрегионального инвестиционного банка". Координатор "Проекта-96".