06 ноября 2008
3257

Сергей Курбатов: Автомобилестроение: проблемы промышленно-экономического восстановления

Назревшие к концу 80-х годов социально-экономические проблемы, последующие кардинальные преобразования в стране с их драматическими результатами привели общество к глубокому системному кризису, преодоление которого требует выработки производственных программ, профессиональных практических действий и создания среди широких слоев населения психологической уверенности в эффективности последующих хозяйственных решений.

Обострившийся спектр проблем, связанных с национальной безопасностью также определяется необходимостью восстановления отечественной промышленности и стабилизацией на этой основе социально-экономической обстановки.

В этой связи рассмотрим вопросы возрождения автомобилестроения и смежных с ним отраслей, поскольку в такой совокупности выражаются не только система массового производства товаров и услуг, тесных межотраслевых связей, коммуникационные проблемы страны, обладающей огромной территорией, но и активно проявляются практически весь финансово-хозяйственный механизм, средний и малый бизнес, а также комплекс социальных вопросов, связанных прежде всего с воссозданием должного количества рабочих мест. Кроме того, автомобилестроение - это, пожалуй, единственная промышленная система, представленная в мире массовым шоу-бизнесом, сформировавшимся в целую индустрию, которая обеспечивает стимулирование развития широкого спектра научно-технических и финансово-экономических исследований, а также формирование массового экономического сознания. К сожалению, внимание большинства экономических структур в стране сосредоточено преимущественно на вопросах иностранной финансовой помощи. С учетом изложенного более подробно рассмотрим совокупность этих проблем.

Исходные условия восстановления отечественного автомобилестроения

В ходе радикальных экономических преобразований в России внимание реформаторов было приковано преимущественно к структурам и процессам макроэкономической направленности, тогда как непосредственная деятельность производственно-хозяйственных структур, то есть микроэкономическая составляющая отечественной индустрии, не стала предметом должного интереса, анализа и оптимизации. В то же время во всей мировой практике производственные предприятия представляют собой предмет постоянных забот и патроната со стороны государства, поскольку именно хозяйствующие субъекты составляют основную структуру, которая не только производит товары и услуги, тем самым создавая рабочие места, но и является определяющим источником федеральных, региональных и местных налогов, базой формирования бюджетов всех уровней и средством финансирования общественных потребностей, то есть источником макроэкономической стабилизации.

Происходящая деградация отечественной промышленности, разрушение производительных отраслей народного хозяйства именно таким образом превращают страну в сырьевой придаток других более развитых государств. Все эти обстоятельства радикально меняют социально-экономическое положение в стране, определяя ее изменяющееся место в мире, включая военное и политическое, а также направленность и характер социального и культурного развития.

Необходимость и возможность понимания того, что происходит в действительности, определяются состоянием экономической науки и массового общественного сознания. В этой связи отметим, что мир экономики слишком многообразен, внутренне сложен и противоречив, чтобы укладываться в рамки преимущественно здравого смысла, а поэтому только научный анализ происходящего, опирающийся на позитивные практические действия по преодолению системного кризиса, может привести к стабилизации отечественного производства.

В усложняющейся ситуации наиболее важным вопросом является необходимость обеспечения способности к росту эффективности принимаемых экономических решений на всех уровнях производственной деятельности - от массовых хозяйственных до глобальных концептуальных решений экономической политики государства.

В этих условиях в особенности необходимо спуститься из мира абстрактных макроэкономических идей в мир эмпирический, связанный непосредственно как с производством, так и с массовым экономическим сознанием, с оценкой поведения в хозяйственном процессе каждого отдельного человека.

Промышленно-экономический аспект

Автомобиль, автомобильная магистраль, автомобильный парк, автомобильная промышленность, автомобильный транспорт, автомобильные войска вооруженных сил и правоохранительных органов, автомобильный спорт, автомобильный полигон, автомобильный рынок, автоводитель-профессионал и автоводитель-любитель - вот тот небольшой перечень понятий, который отражается во всех энциклопедиях и словарях и представляет собой совокупность функций, предметов и действий, пронизывающих жизнь современного индустриального общества.

Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и информационные технологии: огромные национальные и международные автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации производственного процесса; всепроникающие системы сервисного обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду современного постиндустриального общества.

Если рассматривать автотранспортную индустрию в широком экономическом спектре рыночной системы, то, например, известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев одним из первых получил Нобелевскую премию за разработку методов затраты - выпуск, основанных на исследовании межотраслевого баланса американской промышленности, в котором автотранспортная отрасль играла существенную роль. Этот пример может послужить уроком для тех, кто современную рыночную экономику представляет как стихийно организуемую. Отметим, что в постиндустриальной экономике действует принципиально иная, по сравнению с централизованной социалистической, и более жесткая система прогнозирования, управления и планирования, требующая высокой квалификации, бескомпромиссная при оценке результатов скоординированности действий по конечному критерию эффективности производства товаров и услуг.

В нашей стране необходимость проведения реформ была вызвана прежде всего назревшими социальными проблемами, требовавшими в новой геополитической среде поиска конструктивных методов повышения эффективности производства. Следует подчеркнуть, что экономические реформы в отличие от революционных социальных преобразований требуют существенно большей теоретической подготовки, профессионализма и последовательности в действиях и осознанной поддержки со стороны широких слоев населения.

С учетом изложенного обратимся к вопросу о формировании экономической политики в микроэкономическом аспекте с позиции отечественного предпринимательства. Следует констатировать, что отечественная автомобильная промышленность в новой хозяйственной среде должна быть представлена не столько государством, сколько предпринимательскими структурами, поддерживаемыми государственной экономической политикой. Роль предпринимателя в рыночном хозяйстве, а значит и в новой экономической среде в России, настолько значительна, что о предпринимательстве в современной хозяйственной жизни принято говорить, наряду с землей, трудом и капиталом, как об одном из факторов производства.

Поскольку возврат в тотальную экономическую систему маловероятен, задача заключается в нахождении путей, методов и средств достаточно быстрого формирования такого фактора производства, как корпус предпринимателей, и выработки адекватного этим целям экономического менталитета в обществе. Тем более, мировой опыт свидетельствует, что страны и территории, обладающие духом и свободой предпринимательства, даже не имея в достатке земли, полезных ископаемых, свободных капиталов, достигают таких высот в экономике, которые многим кажутся фантастическими. Например - это Япония, Южная Корея, Гонконг и многие другие страны и мегаполисы, продемонстрировавшие миру, какого уровня достигает общество, используя предпринимательские способности своих лучших деловых представителей.

Формируя систему отбора предпринимателей по тем качествам, которые от них требует современная рыночная экономика, следует отметить, что весьма ярко и справедливо по отношению к системе подготовки предпринимателей звучат сегодня слова основателя современного олимпийского движения Пьера Кубертьена: Для того, чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят занимались спортом; чтобы пятьдесят занимались спортом нужно, чтобы двадцать специализировались в определенной области спорта; для того, чтобы двадцать специализировались в определенной области спорта, нужно, чтобы пять человек показывали удивительные результаты.

Именно таким образом, на основе широкой предпринимательской инициативы в малом, среднем и большом бизнесе, будут формироваться кадры наиболее квалифицированных предпринимателей, тем более, что автомобилестроение тесно связано и со спортом, и с шоу-бизнесом.

Следует отметить, что на основании лишь теоретической подготовки нельзя создать тип способного предпринимателя. Только практика, оплодотворенная теорией, может вырабатывать необходимые для этих целей качества. В формировании предпринимателя, как нигде, проявляется старая истина: от незнания к знанию путь существенно короче, чем от знания до умения.

Рассматривая автомобильную промышленность как сложную индустриальную систему, можно утверждать, что она представляет собой иерархическую структуру, в которой предпринимательские возможности могут и должны проявляться на всех ее уровнях, что наиболее ярко подтвердил и американский опыт, показавший миру не только массовый рост производства автомобилей в начале века, но и эффективные методы преодоления невиданного в истории экономического кризиса 30-х годов, когда строительство автодорог явилось одним из методов преодоления деградации американской промышленности.

Социальный аспект

Социальный аспект экономики - это прежде всего обеспечение населения необходимыми жизненными условиями и формирование такого экономического механизма распределения, который обеспечивал бы максимальную мотивацию при создании должного количества рабочих мест. Нам представляется, что рассмотренный далее спектр проблем, который в этих целях необходимо решить в сложившейся ситуации, наиболее рационально и наименее болезненно может быть осуществлен в отрасли автомобилестроения.

Понятие человек в экономике вызывает множество ассоциаций, отражающих соотношение социального, психологического и экономического факторов в различных их вариантах. Поэтому анализ экономических, социальных и политических перемен, происходящих в стране, должен быть дополнен анализом синхронных изменений на уровне человека, поскольку именно результаты деятельности конкретной личности в конечном счете определяют устойчивость экономического ресурса, стабильность общества, его способность к позитивным переменам или к сопротивлению деградации.

На экономику в существенной мере влияют наука, культура, психология, этика и многие другие факторы. Они определяют ее состояние, тип, расставляя конкретные приоритеты, что проявилось в особенности во второй половине XX века в ходе научно-технической революции. Отметим, что в экономике важны как инструментальные знания и опыт, так и мировоззрение. В свою очередь экономика воздействует на человека, определяя уровень его жизни, культуру, психологию, она в существенной мере влияет на создание соответствующего типа личности с ее особенным сознанием и поведением. Прямое отражение экономики мы видим в образе жизни как общества в целом, так и отдельных его групп и индивидов. Экономика определяет необходимость того, чтобы люди стремились к групповым и индивидуальным связям, создает специфические типы взаимоотношений между ними, такие как инициатива, предприимчивость и ответственность, которые, в свою очередь, определяют мотивацию и стимулы в деятельности различных слоев общества. Таким образом, социологический аспект представляет собой индикатор состояния соответствующей производственной деятельности.

В складывающейся ситуации важно понять, какие из альтернатив в экономике страны в настоящее время упущены, а какие шансы все еще остаются реальными; какое дальнейшее развертывание событий наиболее вероятно, за какие цели нужно бороться и каких последствий можно избежать.

В этой связи следует подчеркнуть важность соединения теории с практикой, необходимость анализа, то есть мысленного или реального расчленения объекта на составные элементы с последующим синтезом такого рода процессов. Все это будет способствовать разрешению социальных конфликтов путем выявления структурных элементов и факторов конфликта.

Стимулирование или конкретный метод воздействия на трудовое поведение работника, опосредованный через его мотивацию, должен стать основой предпринимательской деятельности. Именно в этой связи следует рассматривать такие социальные понятия, как нравственное, индивидуальное и коллективное поведение личности. Иное звучание в новой хозяйственной среде получают термины - массовое общественное сознание, социальная роль личности, престижность профессий.

Опыт последних десятилетий показывает, что, с одной стороны, непонимание важности социального аспекта экономики, а с другой, прямое пренебрежение в ходе шоковых преобразований социальным фактором, привело к социально-экономической деградации. В этой обстановке, объединив усилия в предпринимательской деятельности в сфере автомобилестроения, можно достаточно быстро сформулировать программу возрождения этой отрасли, найдя взаимно однозначное ее соответствие с социальными проблемами. Естественно, что одновременно с этим должны быть сформулированы предложения по поддержке такого рода программы со стороны государства, без чего не обходилась ни одна автомобильная отрасль высокоразвитых стран. Все это может стать примером для других сфер производства.

Исходя из изложенного, на наш взгляд, необходимо:

1. Провести анализ и оценку заинтересованности определенных производственных, финансовых, региональных, социальных, государственно-экономических, военных и других структур в восстановлении и дальнейшем развитии отечественной автомобильной и автодорожной индустрии с выработкой позиции о степени их участия в формировании и реализации программы возрождения автомобилестроения.

2. Учитывая, что в ходе рыночных реформ произошло коренное изменение структуры управления отечественной промышленностью и она к настоящему времени зависит преимущественно от предпринимательской инициативы производственных субъектов, которые должны быть организованы адекватно сложности и масштабам этой деятельности, а государство своей экономической политикой может только оказывать помощь этим структурам, рассмотреть вопрос о формах и методах управления такого рода процессами путем создания соответствующих корпоративных структур.

3. Считать, что исходным организационно-методическим фактором, стимулирующим работу по построению сложных производственно-хозяйственных и финансовых корпоративных структур, будет, например, реализация программы автогонок и других аналогичных массовых мероприятий, подготовку которых следует начать незамедлительно.

4. Организационно-методической базой формирования и системой, обеспечивающей информационно-аналитическую поддержку корпоративных структур, может стать кооперация таких уже действующих предприятий, как Фонд поддержки научно-технического сотрудничества, Межотраслевой институт проблем технологии коммуникации и управления, Институт точной механики и вычислительной техники им. акад. С.А. Лебедева РАН, Фонд содействия экономическому и социально-политическому развитию регионов, объединенный павильон Машиностроение ВВЦ и ряд других.

К настоящему времени эти структуры уже взаимодействуют, отличаются достаточным опытом и квалификацией кадрового состава и способны обеспечить разработку как организационно-экономической составляющей указанных программ, так и создание и расчет сложных моделей, необходимых в процессе их реализации.

5. Научно-публицистической базой указанных работ может стать ежемесячный межотраслевой журнал ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО с его приложением ТЕХНОЛОГИИ ОБОРУДОВАНИЕ МАТЕРИАЛЫ.

В заключение отметим, что экономическое и социальное положение российского общества с учетом фактора времени требует принятия незамедлительных мер по преодолению системного кризиса.


журнал "Экономика и производство"

06.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован