05 ноября 2008
3352

Сергей Курбатов: Организационно-экономические проблемы компьютеризации московских школ

В настоящее время руководством России, ее регионов, в том числе и Москвы как столицы и научно-промышленного мегаполиса, предпринимаются усилия по интенсификации экономической деятельности. Реализация этих задач в существенной мере определяется кадрами, которые должны владеть современным инструментарием - информационными технологиями. Такого рода проблемы ставятся на уровень государственных задач, что должно обеспечить их практическую реализацию. Именно в этой связи в своем интервью газете Известия, опубликованном 14 июля 2000 г., Президент России В.В. Путин отметил: Одно из огромных преимуществ нашей страны, которое сохраняет ее в разряде великих государств, - высокий уровень образования населения В мире идет информационная революция, мы не можем отставать. Поэтому будут востребованы люди, которые умеют пользоваться этими новейшими инструментами.
Имея такие отправные условия, рассмотрим эти проблемы в плане их практической реализации.

1. Опыт последнего десятилетия показывает, что без формирования как социально-экономических, так и профессиональных конструктивных идей, вокруг которых можно сплачивать и ориентировать на плодотворную работу людей, в современном мире невозможно эффективное развитие общества. К настоящему времени большинству населения уже стало очевидным, что такие устоявшиеся понятия, как рынок, социальная справедливость, гражданское общество, свобода слова и многие другие, при различной их интерпретации, отсутствии четкого механизма реализации становятся далеко не теми по своему содержанию, что ожидалось и что поддерживалось обществом при их провозглашении. Именно в такой связи мы остановимся на важнейшей для каждого общества, каждой отдельной семьи и каждого отдельного человека проблеме - на воспитании и образовании подрастающего поколения. Российское общество на протяжении завершившегося столетия прошло через горнило многих испытаний, совершило немало драматических ошибок. Исходя из этого опыта мы не должны допускать ошибки в такой сфере, как воспитание и образование детей в этот драматический переходный период, ибо такая ошибка может стать роковой.

2. В затянувшейся в стране кризисной ситуации, связанной практически со всеми направлениями экономической, социальной, морально-психологической и воспитательной деятельности, представляется целесообразным вычленить проблему обучения подрастающего поколения прежде всего в рамках средней школы. В повседневном темпе решения конкретных практических вопросов для широкого круга ответственных руководителей воспитание молодежи зачастую представляется некоторой отдаленной проблемой, в то время как в жизни общества она по меньшей мере имеет годовой цикл, поскольку именно каждый год новое поколение молодых людей переступает порог школы и детства и входит в принципиально новую для него полосу социальной жизни общества. Учитывая всю совокупность такого рода вопросов, сосредоточим внимание на одной из важнейших составляющих учебно-воспитательной работы в современной школе - проблеме компьютерного обучения.

3. В структуре ресурсов, затрачиваемых в индустриально развитых странах на обучение и воспитание молодежи, вклады в компьютеризацию представляются весьма значительными и оправданными, поскольку кроме решения чисто методических задач, связанных с необходимостью владения компьютером, с интенсификацией и результативностью изучения практически всего спектра традиционно изучаемых предметов, компьютеризация развивает интеллект и вовлекает подрастающее поколение в компьютерную логику и компьютерные игры, создавая, наряду со спортом, условия для познания основ культуры и искусства, тем самым обеспечивая положительное влияние на воспитание молодых людей.

4. В обстановке крайне ограниченных ресурсов нашей страны, каждого отдельного региона, города, района при решении проблемы компьютеризации школ весьма важным становится проблема нахождения наиболее экономичных программно-технических и организационных реализаций, которые должны базироваться на системном подходе, учете реальных ресурсов и на формировании сфер и условий компьютеризации. В общем виде они определяются и ограничиваются следующими факторами и содержательными направлениями: обучение работе с компьютером; определение задач, которые далее школьник может практически решать при наличии компьютера; выработка требований к педагогическому коллективу по перестройке учебного процесса с учетом использования компьютера (это направление тесно связано с оценкой возможности школы к решению задачи сделать компьютер практически персональным); интенсификация работы по планированию и контролю учебного процесса на основе компьютеризации; использование компьютеров в хозяйственной деятельности в сфере образования; организация работы органов управления народным образованием на уровне города и региона на базе компьютерных технологий.

5. Перечень перечисленных только некоторых, хотя и наиболее важных сфер и условий компьютеризации средней школы, обусловливает необходимость квалифицированного экономического подхода к организации этого процесса, сосредоточения внимания прежде всего:

- на разработке экономически обоснованной системы программно-технического обеспечения школ в условиях крайне ограниченных ресурсов и учете необходимости унификации перечисленных выше решений на базе преемственности всех последующих усовершенствований такого рода процессов;
- на создании устойчивой организационной связи между поставщиками программно-технической продукции, которые являются в основном коммерческими предприятиями, и структурой школьного образования, финансовую базу которой составляет бюджетное финансирование; обеспечении в процессе компьютеризации жесткой последовательности: поставка и запуск программно-технических средств - их сопровождение и ремонт - модернизация, что не должно исключать конкурсности в решении этих проблем, но всячески ограничивать неустойчивую одноразовость взаимоотношений школа-поставщик;
- на привлечении к этой проблеме внимания общества путем формирования концепции и массовой пропаганды компьютеризации как эффективной меры обучения и воспитания подрастающего поколения; создании на базе специализированных научных и промышленно-финансовых организаций некоммерческой структуры, разрабатывающей и поддерживающей структуры народного образования в решении таких сложных задач в условиях организационной и хозяйственно-экономической неупорядоченности; оказании помощи в разработке содержательной части законодательства, направленного на поддержку такого рода деятельности.

6. Вопросы методики преподавания информатики и других предметов с широким использованием информационных технологий остаются в наши дни весьма актуальными. Эйфория от простого появления персональных компьютеров в школах и учебных институтах, сыграв положительную роль, уже прошла и уступила место глубокому анализу возможностей эффективного использования компьютеризации как педагогом, так и для самообучения. В этой связи в настоящее время в МГУ им. М.В. Ломоносова создана специальная лаборатория, изучающая возможности развития творческих наклонностей учащихся с применением синтетических приемов преподавания с использованием информационных технологий и методов коллективных оценок. Накапливаемый опыт лаборатории необходимо шире использовать при решении сформулированных задач.

7. Существенную роль в решении рассматриваемых проблем может и должен сыграть журнал Экономика и производство, поскольку кроме возможностей по пропаганде опыта по оказанию школам Москвы непосредственной практической помощи он может содействовать школьникам в их профессиональной ориентации, а также стать коммуникационным каналом формирования кадров для промышленных предприятий Москвы.

8. Учитывая необходимость широкой пропаганды опыта средних школ, во Всероссийском выставочном центре (бывший павильон ВДНХ Космос) ежегодно, с 15 августа по 15 сентября, проходит тематическая выставка-ярмарка Здравствуй школа!

Рассматривая эту выставку-ярмарку через призму поставленных задач, ее потенциальных возможностей, необходимо расширять и стимулировать ее функционирование путем концентрации на ней различных направлений деятельности народного образования, пропаганды имеющегося опыта, поскольку в сложившейся ситуации таких системообразующих методических центров в стране осталось весьма мало. Необходимо помнить практический тезис, что обмен опытом - самые дешевые инвестиции.

Исходя из изложенного попытаемся сформулировать предложения, связанные с дальнейшим развитием работ в этих направлениях:

1. Совершенствование методов и процедур оптимального использования выделяемых бюджетных средств, исходя из следующих положений: ту же работу за меньшие средства или на те же средства - большую работу.
2. Определение источников привлечения внебюджетных средств с одновременным четким формулированием целей их использования, обеспечением прозрачности учета и отчетности с тем, чтобы субъекты формирования этих средств были уверены в их целевом использовании.
3. Формирование, как и в любом гражданском обществе, профессионально ориентированных общественных структур, поддерживающих как по общей идее, так и по конкретным вопросам процессы воспитания и обучения подрастающего поколения, а также оказывающие помощь государственным и муниципальным структурам, прямо занимающимся этими вопросами. Можно примерно определить сферу и направленность их деятельности: компьютеризация, профессиональная ориентация школьников, физкультура и спорт, литература, искусство, психология, социология и т.п.
4. Определение перечня вопросов, связанных с морально-этической ответственностью структур, органов и организаций, различных слоев и групп общества за воспитание и образование подрастающего поколения с последующей его реализацией. Разработка целей, методов и процедур взаимодействия школы и различных религиозных конфессий.
5. Создание системы информационного обеспечения такого рода деятельности: выставки, радио, телевидение, Интернет, публицистика, связь с общественностью и т.п.

Можно утверждать, что без широкой поддержки структур формирующегося в стране гражданского общества городские, районные власти и, прежде всего, непосредственно школы не в состоянии решить эти важнейшие проблемы.


журнал "Экономика и производство"

05.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован