29 марта 2007
4652

Сергей Лавров: Мы не вправе рисковать ООН

Министр иностранных дел РФ считает, что назревшая реформа не может быть сиюминутной одноразовой акцией

Десять лет, до назначения в прошлом году министром иностранных дел РФ, Сергей Лавров представлял Россию в Организации Объединенных Наций. Здание ООН в Нью-Йорке для главы российского МИДа не просто ключевое звено системы международных отношений, но еще и фактически второй дом. Насколько сегодня прочен фундамент этого дома и к чему приведет его реставрация? На вопросы "РГ" ответил Сергей Лавров.

Российская газета " Сергей Викторович, как вы считаете, будет ли со временем усиливаться роль ООН или Организацию на 61-м году жизни ожидает период стагнации, особенно в критических ситуациях, когда существуют расхождения в точках зрения между входящими в нее странами?

Сергей Лавров " На разных поворотах истории возникал вопрос о будущем Организации Объединенных Наций. Скептики, к которым в определенном смысле можно отнести и противников коллективных начал в мировой политике, предрекали закат роли ООН, а реалисты, понимавшие, что бездействием ничего не добиться, делали все для ее укрепления.

Конечно, в развитии всемирной организации были трудные времена. Одним из наиболее сложных вызовов, с которым столкнулась Организация на предшествующих этапах, была увлеченность некоторых государств стремлением решать мировые проблемы односторонними методами в обход основополагающих норм Устава ООН и прерогатив Совета Безопасности. Иными словами, предпринимались попытки проводить в жизнь произвольно установленные правила игры в международных отношениях, игнорируя интересы и озабоченности других членов международного сообщества.

Достаточно вспомнить силовые акции сначала в конце 90-х в Югославии, а затем в 2003 году - в Ираке. Без преувеличения, подобные действия вызвали шок в мире и породили сомнения в способности ООН и ее Совета Безопасности эффективно выполнять возложенные на них Уставом ООН функции поддержания международного мира и безопасности. Однако последующее развитие событий вновь опровергло такого рода упаднические предсказания. История доказала, что те страны, которые сбились на односторонние действия, в конце концов были вынуждены вернуться в ООН и обратиться к Совету Безопасности за поддержкой в урегулировании ситуации как в Югославии, так и в Ираке.

Именно из этого, к сожалению, печального, но реального опыта выстраиваю свою уверенность в жизнеспособности ООН и ее огромном потенциале как уникального координирующего центра мировой политики.

Что же касается "силовой составляющей" ООН, то в настоящее время идет интенсивная межгосударственная полемика по вопросу о применении силы в международных отношениях. Мы убеждены в том, что Устав ООН вооружает нас достаточными полномочиями для принятия широкого спектра решений с целью урегулирования кризисных ситуаций. Доклад Генерального секретаря ООН "При большей свободе к развитию, безопасности и правам человека для всех" содержит предложения по выработке критериев применения силы в соответствии с Уставом ООН. Это очень важный вопрос, и мы готовы участвовать в его проработке. Вместе с тем даже наличие подобного рода критериев отнюдь не предполагает механического подхода к различным конфликтам, каждый из которых требует отдельного рассмотрения и учета специфики, а затем уже принятия решений Советом Безопасности ООН.

Применение силы в соответствии с международным правом возможно лишь в двух исключительных случаях: в порядке индивидуальной или коллективной самообороны и по решению Совета Безопасности. Особо подчеркну, что современное понимание права на самооборону, отраженное в статье 51 Устава ООН, включает в себя и право государств на самооборону в случае масштабного террористического нападения на него извне со стороны негосударственных субъектов. В соответствующих случаях принудительные меры могут применяться и для обеспечения соблюдения норм международного права в области защиты прав человека, когда речь идет о предотвращении и пресечении массовых и грубых нарушений прав человека - таких, например, как геноцид, преступление против человечности. При этом важно отметить, что применение силы может быть задействовано исключительно по решению Совета Безопасности ООН.

РГ " На предстоящей юбилейной сессии Генассамблеи одной из важнейших тем станет реформирование ООН. Когда, с вашей точки зрения, можно будет говорить о том, что реформа ООН действительно пошла и что осуществляются конкретные шаги в этом направлении? Каковы подходы России к реформе СБ ООН?

Лавров " Все эти годы ООН не жила в застывшем состоянии. Она постоянно эволюционировала, адаптируя себя к новым вызовам времени. Один из наиболее показательных примеров в этой области - усилия, предпринятые по совершенствованию миротворческой деятельности, спрос на которую существенно возрос после окончания "холодной войны". Без преувеличения можно сказать, что соответствующие меры, согласованные в рамках Ассамблеи тысячелетия, стали наглядным свидетельством успешной реформы ООН на конкретном направлении ее усилий.

Разумеется, преобразования в ООН должны продолжаться, чтобы Организация была способна идти в ногу со временем. Однако проведение реформ не может быть сиюминутной одноразовой акцией. В равной степени было бы ошибочно устанавливать для этого какие-либо временные рамки, либо сводить реформу к одной сугубо специфической проблеме, как, например, расширение Совета Безопасности.

Реформа Совета - отнюдь не самоцель. Она призвана сделать его более эффективным, работоспособным, повысить оперативность принятия им решений по фундаментальным вопросам мира и безопасности. В вопросах реформирования Совета Безопасности позиция России строится на недопустимости размывания нынешнего статуса "пятерки" постоянных членов СБ, включая незыблемость принадлежащего им в соответствии с Уставом ООН права вето. Мы убеждены, что решение о создании новых мест в СБ должно стать продуктом максимально широкого согласия среди государств-членов ООН, с тем, чтобы не поставить под угрозу единство Организации. Такого рода фундаментальные проблемы, как реформирование Совета Безопасности ООН, нельзя решать без самой широкой поддержки государств-членов ООН.

В любом случае выдвигаемые в настоящее время в рамках ООН инициативы и предложения, даже если они требуют досогласования, отражают искреннюю заинтересованность государств-членов в укреплении этого уникального международного форума, в котором воплощена общемировая легитимность. Уверен, что эта заинтересованность позволит нам преодолеть существующие разногласия и сообща решить задачу всемерного укрепления системы ООН.

РГ " Весной этого года по инициативе России Генассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Между тем странам-членам ООН пока не удается договориться по Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Каковы ее перспективы?

Лавров " Принятие "ядерной" антитеррористической конвенции - действительно большое достижение, результат инициативной и энергичной работы, в первую очередь России. Речь идет об уникальном договоре, который станет 13-м глобальным антитеррористическим международно-правовым инструментом.

Россия подпишет в Нью-Йорке этот важнейший документ первой. При этом подписание документа - лишь начало пути. Будем вести работу в пользу его скорейшего вступления в силу и, главное, универсального и полного выполнения его положений, призванных надежно пресечь какие бы то ни было возможности доступа террористов к ОМУ и соответствующим материалам.

Все это, кстати, убедительная иллюстрация того, что именно ООН может многое делать в интересах борьбы с международным терроризмом. Это и хороший ответ скептикам, пытающимся поставить ее эффективность под сомнение.

Конечно, разногласия по проекту всеобъемлющей конвенции существуют. Во многом дело упирается в противоречия относительно выработки универсального, общеприемлемого определения терроризма. Возможности результативного завершения переговорных усилий тем не менее имеются. Весьма обнадеживает тот факт, что обсуждения идут интенсивно и заинтересованно - сильный импульс этой работе придал успех "ядерной" конвенции.

РГ " На чем будет настаивать Россия на Саммите-2005?

Лавров " Российская дипломатия будет продолжать линию на повышение роли и эффективности ООН в современном мире. Убежден, что только совместными действиями через институты и механизмы ООН международное сообщество способно дать адекватный ответ на новые вызовы и угрозы. ООН остается бесценным достоянием всего человечества, которым мы не вправе рисковать.


Владимир Рильский.

Российской газете".

14 сентября 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован