Экономический рост России и все возрастающая роль на мировой арене, даже при наличии недоброжелателей, пытающихся эту роль нивелировать - вот ведущий посыл выступления главы внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова на пресс-конференции в среду. Тем не менее, на достигнутом российский МИД останавливаться не собирается и в наступившем году готовится выступить не менее удачно, чем в прошедшем.
Пожалуй, самым значительным событием аншлаговой пресс-конференции, на которую собрались как российские, так и иностранные журналисты, было вступительное слово министра. Отметив продуктивность минувшего года для `многовекторной` российской внешней политики, Сергей Лавров напомнил о тех силах, которые противятся усилению роли России. `Есть те, кто смотрит на Россию с подозрительностью, - заявил министр, - призывает чуть ли не к противостоянию, противодействию российской активности на международной арене. Мы расцениваем такие подходы как призыв к возрождению конфронтации и не поддадимся на это. Нас не спровоцируют`. И это было программное заявление, не только задавшее тон всей пресс-конференции, но и отразившее суть российской внешней политики последнего времени: никакой конфронтации. По словам Сергея Лаврова, отказ от `многостороннего коллективного партнерства` - непозволительная `роскошь` в условиях, когда мировое сообщество должно объединяться в борьбе с терроризмом .
Следуя этой политике, Сергей Лавров отказался прокомментировать заявление Кондолизы Райс о повышенном интересе к внутренней российской политике со стороны нового госсекретаря. `У Владимира Путина и Джорджа Буша достаточно доверительные отношения`, чтобы обсуждать подобные моменты на своих встречах и своих пресс-конференциях, элегантно вышел из ситуации министр, назвав неправильными попытки преумножать перепалки, отвечая обвинениями на обвинения.
`Именно с этой позиции мы подходим к предстоящим крупным мероприятиям, запланированным на начало этого года`, - подчеркнул министр. Ведь первым и одним из самых значительных событий года станет российско-американский саммит в Братиславе в феврале. Среди других значительных мероприятий Лавров назвал празднование 60-летия Победы с участием глав многих государств в Москве, саммит Россия-ЕС и саммит `большой восьмерки`. Российско-японского саммита в этом списке упомянуто не было.
Среди важных итогов дипломатического года Лавров назвал заключение договора о делимитации границы с Казахстаном, подписанный накануне Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым, а также укрепление экономического и военного сотрудничества внутри СНГ, налаживание отношений с США, как с партнером по антитеррористической коалиции, развитие отношений с ЕС. Хотя последнее утверждение и спорно. `Мы отдаем себе отчет в том, что ЕС столкнулся с определенными сложностями, связанными с его расширением и принятием новой конституции`, - пояснил министр остановку в реализации плана о создании четырех общих пространств России и ЕС. Достижение этой цели и станет одной из главных задач наступившего года: к майскому саммиту Россия-ЕС Москва рассчитывает согласовать `дорожные карты`. В общем, несмотря ни на что, `позиция России была весьма продуктивной в истекшем году`.
Обвинения в адрес внутренней политики России со стороны некоторых представителей международного сообщества министр назвал делом `недобросовестным`. `Мы также следим за соблюдением в других государствах прав человека`, - заявил Лавров, напомнив, что под многими международными соглашениями стоят подписи стран, которые эти соглашения нарушают. Не нравится и то, как ведет себя ОБСЕ, предавшая забвению сферы безопасности и экономики и сконцентрировавшая внимание `на контроле за развитием демократии и состоянием прав человека в странах бывшего СССР`.
Поднимались также вопросы ядерной программы Ирана - `Россия не позволит подорвать свои позиции в экономическом сотрудничестве` с этой страной и `сделает все, чтобы международные договоренности по ядерной программе Ирана были реализованы`; палестино-израильского конфликта - у России есть `основания полагать`, что стороны готовы к прямому диалогу; переговоров по корейской программе и другие. Но самым запоминающимся остался вопрос корреспондента из Саудовской Аравии, поинтересовавшимся о том, какие усилия собирается предпринимать Россия для вызволения своих граждан из Катарской тюрьмы. Надо сказать, Сергей Лавров смог ответить даже на этот вопрос. С юмором.
Ксения Фокина
20.01.2005
Национальная информационная служба Страна.Ru
http://nvolgatrade.ru/