Официальный визит Дмитрия Медведева в Индию можно считать выполнением решения о ежегодном проведении саммитов, принятом на рубеже веков. Тогда было необходимо поднять уровень двусторонних отношений, резко упавший в 90-е годы. В условиях радикальных перемен во внешнеполитическом курсе нашей страны всестороннему улучшению взаимосвязей с Индией придавалось особое значение.
В настоящий момент формат ежегодных саммитов уже во многом исчерпал себя: лидеры двух стран встречаются несколько раз в год в ходе международных форумов, на расширенных встречах "Большой восьмерки", саммитов Россия - Индия - Китай и Бразилия - Россия - Индия - Китай, а двусторонние отношения достаточно стабильны и вектора их развития четко определены. Поэтому не приходится ждать серьезных прорывов во время сентябрьского визита Дмитрия Медведева. Вместе с тем он очень важен для того, чтобы мировая общественность вновь убедилась в сохранении стратегического характера связей между Россией и Индией (отмена ежегодных саммитов вызовет бесконечные спекуляции).
Российско-индийские отношения по своей сути уникальны: две страны являются естественными и надежными партнерами по объективным причинам. Национальные интересы двух государств совпадают или по крайней мере не противоречат друг другу. Геополитические соображения предопределяют необходимость укрепления взаимосвязей. Не случайно, что позиции России и Индии по глобальным вопросам весьма близки. При анализе частоты совпадений голосования на Генеральной Ассамблее ООН по всему комплексу мирополитической проблематики выясняется, что Россия и Индия очень часто голосуют одинаково, а по проблемам международной безопасности практически единодушно. С объективной точки зрения, одинаковы цели двух стран в отношении Севера: как нежелание навязывания однополярного мира, так и необходимость поддержания с ними по меньшей мере рабочих отношений.
Внешнеполитические процессы в Южной Азии имеют совершенно явное сходство с постсоветскими реалиями. Нельзя не отметить и единство комплекса задач России и Индии во внешнеэкономической сфере, которое проистекает не только из их схожего места в мировой экономике, но и из размеров их территорий и численности населения.
Существует и такой фактор, сближающий две державы, как многонациональность и многоконфессионализм. При этом в наших странах, к сожалению, сейчас действуют силы, стремящиеся к сепаратизму по этническому и религиозному принципу, что диктует России и Индии необходимость общего подхода к проблемам "самоопределения", терроризма и сепаратизма как в самих этих государствах, так и во всем мире. Индия абсолютно во всех случаях полностью поддерживает действия правительства России по наведению конституционного порядка в стране. Сейчас для двух стран на первый план выходит и единство задач по выстраиванию взаимосвязей с исламским миром. России и Индии крайне важны как нормализация отношений с этим ареалом и противостояние попыткам определенных сил навязать нам нахождение в авангарде борьбы с мусульманскими государствами, так и решительное противодействие исламистским экстремистам.
Дальнейшему развитию партнерства двух стран благоприятствует индийское и российское общественное мнение. Социологические опросы показывают, что Россия остается одной из самых авторитетных и дружественных стран для индийцев, а Индия - для россиян.
Вместе с тем в двусторонних отношениях существуют и проблемы. Их особенно много в самой слабой подсистеме двусторонних отношений - экономической. В 90-е годы российско-индийский торговый оборот по сравнению с предыдущим десятилетием упал в несколько раз и находился в пределах $1,2-1,8 млрд. Сейчас товарооборот вырос до $5-6 млрд. Возможно, будет выполнена поставленная цель - довести к 2010 году объем торгового оборота до $10 млрд. Большой потенциал лежит в сфере фармацевтики (высококачественные индийские лекарства существенно дешевле других импортных аналогов) и в ювелирной области (Индия является мировым лидером по обработке алмазов).
Индия и Россия расположены относительно близко друг от друга только на политической карте мира. В действительности основные товары доставляются по морю и маршрут оказывается очень длинным, что резко удорожает стоимость транспортировки. Географический фактор долгое время будет негативно сказываться на российско-индийских торговых отношениях. Но существуют и другие сферы двусторонних экономических связей, где есть огромные возможности.
По-видимому, самым главным в экономическом сотрудничестве двух стран должна стать энергетика. Особо часто выделяют поставки российских углеводородов. Собственная добыча покрывает не более трети потребления нефти в Индии, а существующая зависимость страны от одного региона мира - Ближнего Востока требует диверсификации ввоза углеводородов. Поэтому Индия заинтересована в их поставках из России. Высокая стоимость транспортировки из нашей страны сейчас оправдывается в связи с новым ростом цен на нефть и газ. Некоторые индийские эксперты полагают, что из России Индия может получать по 50 млн тонн нефти ежегодно.
Индия, уже участвующая в сахалинских проектах, стремится к созданию в России новых совместных компаний на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. Одновременно российские компании принимают активное участие в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений в Индии, в строительстве там сети нефте- и газопроводов. Возможно и создание совместных предприятий в третьих странах. В этом плане весьма перспективно выглядит Центральная Азия.
Россия активно участвует в создании АЭС в штате Тамилнад (Куданкулам), строительство которой началось в марте 2002 года. Индия предполагает потратить на развитие ядерной энергетики еще $100 млрд, и Россия рассчитывает на новые контракты.
Российские организации активно участвуют в создании и расширении индийской инфраструктуры, включая строительство автомагистралей, модернизацию и реконструкцию металлургических объектов. Относительно успешно развивается сотрудничество в области модернизации индийских металлургических и гражданских авиационных предприятий. Есть большой потенциал в российско-индийском сотрудничестве в деле развития индийской угледобывающей отрасли, в сфере тепло- и гидроэнергетики и машиностроения.
Очень перспективными представляются взаимные инвестиции и соединение потенций России в сфере высоких технологий и добыче сырья (около 30% мировых запасов) и возможностей Индии в сфере промышленности и инженерной деятельности.
Вместе с тем очень часто Россия уступает в Индии компаниям высокоразвитых стран очень крупные контракты на строительство новых и реконструкцию старых промышленных объектов, построенных еще СССР. Во многом это связано с тем, что РФ практически полностью свернула в Индии пропагандистскую деятельность. В результате многие индийские СМИ ориентируются на негативную информацию о нашей стране, которую получают из западных источников. Дискредитация России не только опасна в политическом плане, но и является одним из факторов, ослабляющих нас как экономического конкурента.
Чрезвычайно значимо военное сотрудничество. Военные заказы Индии, одного из главных импортеров вооружения в мире, в отдельные годы составляли 40% военного экспорта России (70-80% военного импорта Индии). При этом, как правило, индийская сторона выдвигает очень жесткие требования и активно добивается низкой оплаты. Более того, в последнее время растет конкуренция со стороны Западной Европы и особенно США, ставящих задачу серьезно потеснить Россию на одном из самых перспективных в мире рынков.
Не следует полностью уповать на объективные базовые причины, обеспечивающие успешное развитие двусторонних отношений. Без реальной повседневной работы "стратегическое партнерство" России и Индии, провозглашенное лидерами двух стран, останется просто декларацией, мало отличающейся от стратегического диалога между Индией и США. Можно ожидать, что в ходе начавшегося визита Дмитрия Медведева будут подписаны важные новые соглашения в области экономического, научно-технического, культурного, военного и политического сотрудничества двух стран.
03.09.2009
www.mgimo.ru