Финансовая поддержка малого предпринимательства обусловлена отсутствием у него возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие малого предпринимательства и стимулирования его развития государство должно проводить целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.
Почему же возникает необходимость финансовой поддержки развития малого бизнеса? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко представлять роль малых предприятий в обеспечении экономического роста, финансовой стабилизации региональных и местных бюджетов, снижения социальной напряженности.
Во-первых, в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований поступает 25-30% доходов в форме налогов на малый бизнес, а в Москве - до 40% бюджета города, т.е. затраты в малый бизнес обладают высокой бюджетной эффективностью.
Во-вторых, в условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие мелкого предпринимательства и малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских това-ров в условиях современной российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Малое предпринимательство, оперативно реагирует на изменения конъюнктуры рынка, придает экономике необходи-мую гибкость. Малые компании, способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение.
В-третьих, развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемиро-вым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, сочета-ния различных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механиз-ма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру валового национального продукта.
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию к росту производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в ВВП России не превышает 10%. Число занятых в малом секторе экономики в общем количестве экономически активного населения составляет около 15%, что в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Инвестиционная активность малого бизнеса также находится на низком уровне. Его доля в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и выручки от реализации продукции свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания (46;3%). Приоритетные отрасли реального сектора экономики и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.
В настоящее время основные проблемы малого бизнеса так и не решены. Не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства. По-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Так, большая часть малых предприятий в России приходится на сферу торговли и общественного питания - 43%, строительство и промышленность уступают - 32% (17% и 15% соответственно).
Для субъектов малого предпринимательства характерна низкая потребность в стартовом капитале, мобильность, высокая степень ликвидности, способность к быстрой переориентации своей деятельности. Не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, субъекты малого предпринимательства зачастую идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Как подтверждение этому, в Омской области отмечается положительная тенденция увеличения инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Статистические данные по Омской области на протяжении ряда лет свидетельствуют о том же, так на 01.01.1996г. всего малых предприятий - 6519, из них в сфере торговли и общественного питания - 3172, в промышленности - 989, в строительстве - 1123. На 01.01.2004г. ситуация не меняется, всего малых предприятий - 10864, в сфере торговли и общественного питания - 4893, промышленности - 1242, строительстве - 1574.
Не изменилось состояние инновационной деятельности. Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность на малых промышленных предприятиях, являются недостаток собственных оборотных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия инвестиций и кредитования. Нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. В итоге задачи Федеральной Программы по насыщению товарного рынка конкурентоспособными отечественными товарами не решены.
В настоящее время, когда продовольственная безопасность страны становится мощным геополитическим фактором, определяющим исход мирового кризиса начала XXI века, связанного с назревшим сырьевым кризисом, нарастанием кризиса экологического, развитие АПК в России является важным направлением государственной политики.
Национальный проект "Развитие АПК" предусматривает два основных аспекта: ускоренное развитие животноводства и малых форм хозяйствования. Под малыми формами подразумеваются фермы, личные подсобные хозяйства, предприятия по хранению и переработке сельхозпродукции. Проект предполагает усовершенствовать действующие формы работы и создать новые в виде систем кооперации.
Увеличение продовольствия на территории Омской области возможно только через кооперацию, через обеспечение ее участников техникой, новыми технологиями, через гарантии реализации производимой продукции, через доступность кредита, через широкую интеграцию крупных сельхозпредприятий с малыми формами хозяйствования.
Малое предпринимательство - важнейший элемент сельскохозяйственного экономического развития. Стратегия этого развития, основанная на профессиональной организации работы существующих фирм и формирования новых, может быть реализована при наличии комплекса благоприятных факторов: первоначальный капитал, предпринимательский "климат", информационная инфраструктура и определенная степень новаторства (инновационности).
Национальный проект "Развитие АПК" предусматривает создание на селе системы кредитной кооперации, которая должна сделать реальным дешевый кредит, предоставляемый, прежде всего, на развитие производства. С позиции данного проекта можно написать следующую формулу развития малых форм в сельском хозяйстве: кредитная кооперация + лизинг. Одним из наиболее эффективных путей кредитования мелких предпринимателей в сельском хозяйстве с его сезонными колебаниями является создание системы кредитных кооперативов. Система кредитных кооперативов призвана обеспечить единство финансовой системы, сохранения и развития имеющихся производственно-экономических связей между малыми и крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями, упрощения и удешевления финансовых расчетов, закрепления классической рыночной структуры, которая несколько десятилетий была апробирована в самых развитых государствах мира и имеет положительные тенденции в своем развитии.
Успешное развитие отраслей АПК напрямую зависит от степени развития образовательных и информационных структур. Отставание в уровне образования на селе объясняет отставание в уровне развития сельского предпринимательства.
Проблема, связанная с подготовкой и профессиональной переподготовкой специалистов в области управления, маркетинга и торговли для системы кредитной кооперации, является одной из основных. Разрешить данную проблему призваны учреждения дополнительного профессионального образования, структурные подразделения высших учебных заведений (в частности, Центры дополнительного профессионального образования).
Дополнительное профессиональное образование является одной из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и самообразование. Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране (в том числе, создание кредитных кооперативов), требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новыми знаниями и специальностями.
Целью деятельности Центра профессионального дополнительного образования Омского института (филиала) Российского торгово - экономического университета является повышение уровня профессиональных знаний специалистов торгово-экономической сферы. Достижение данной цели требует решения задач, направленных на организацию и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки по следующим специальностям: "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Коммерция (торговое дело)", "Менеджмент организации", "Товароведение и экспертиза продовольственных и непродовольственных товаров", "Финансы и кредит"; а также удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в управлении торговыми, промышленными предприятиями и организации их деятельности.
Центр дополнительного профессионального образования Омского института (филиала) РГТЭУ в рамках решения проблемы становления кредитных кооперативов предлагает курсы профессиональной переподготовки по теме "Бухгалтерский учет, анализ и аудит кредитных кооперативов" с целью подготовки бухгалтеров для кредитных потребительских кооперативов общим объемом 515 часов и курсы повышения квалификации по теме "Кредитная кооперация" общим объемом 72 часа.
Курс профессиональной переподготовки направлен на изучение теоретических основ, законодательной базы, бухгалтерского учета и аудита, освоение практических методов и приобретение навыков анализа хозяйственных процессов и включает следующие основные вопросы:
1) теория бухгалтерского учета;
2) финансовый и управленческий учет;
3) международные стандарты учета и финансовой отчетности;
4) основы аудита и экономического анализа;
5) налоги и налогообложение;
6) финансы, денежное обращение и кредит;
7) финансовый менеджмент;
8) страховое дело.
По результатам обучения выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Курс повышения квалификации по теме "Кредитная кооперация" адресован специалистам, имеющим профессиональную подготовку с целью совершенствования знаний в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, определения особенностей деятельности бухгалтера в системе кредитной кооперации. По результатам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели, имеющие большой практический опыт.
Формы проведения обучения могут быть наиболее приемлемыми для обучающихся с учетом специфики их основной деятельности, в том числе выездные курсы, гибкий режим занятий, дистанционное обучение и т.п.