Последние четыре года бюджетное финансирование науки растет на 20-25% в год. В стране создаются технопарки и наукограды, учреждена государственная корпорация по нанотехнологиям, на рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект о создании корпорации "Ростехнологии", основой деятельности которой станет содействие разработкам, производству и экспорту высокотехнологической промышленной продукции. Все это доказывает, что государство взялось за науку всерьез. Фактически создана инфраструктура для размещения масштабного государственного заказа на исследовательские работы, за который все мы ратовали столько лет.
В ближайшей перспективе именно государство будет самым крупным собственником наукоемкого производства и основным потребителем наукоемких технологий. Необходимо в кратчайшие сроки сократить отставание страны по информационным и энергосберегающим технологиям, биотехнологиям и генной инженерии, технологии обеспечения экологической безопасности. Все это масштабные задачи, которые носят фундаментальный характер, и от их выполнения зависит интеллектуальное лидерство и конкурентоспособность России. Направление и стартовый импульс этим процессам задает государство.
Хочу успокоить защитников рыночных ценностей. Государство не вытесняет бизнес из инновационный сферы, а только компенсирует слабость рыночных отношений.
В реализации намеченных целей существенное значение имеет частно-государственное партнерство, сотрудничество государственного и частного секторов национальной экономики по реализации капиталоемких проектов. Именно на этой идее построена государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", которая была разработана в соответствии с поручением президента РФ.
Хочу поделиться своими впечатлениями о посещении в июле этого года Новосибирска, где технопарк создается на базе Академгородка. Там свыше 30 компаний уже подали заявки на размещение офисов и производств на его территории. Общая стоимость проекта составляет 17,5 миллиардов рублей, из которых средства частных инвесторов составляют 15 миллиардов. Уверен, что желаемый результат там будет достигнут.
Теперь надо сделать следующий шаг - разработать стратегию перехода к инновационной экономике не только как целевого, но и как управленческого проекта. Речь идет о планировании, координации и контроле проводимых работ для достижения целей в рамках заданного бюджета и сроков. Однако такого проекта до сих пор нет.
Чтобы ускорить темпы развития инновационной экономики, необходимо выделить основные точки ее роста. Создание государственной корпорации по нанотехнологиям - это крупнейший за последние 20 лет проект по объему выделяемых государством средств и по предполагаемым масштабам воздействия на экономику страны. В этом проекте государство непосредственно выступает в роли субъекта модернизации. Реализации проекта может помешать только одно - сложившаяся в стране бюрократическая среда, инерция "номенклатурного" управления. Поэтому очень важна активная гражданская позиция всего научного сообщества страны.
Еще одним важнейшим направлением инновационного развития является создание государственных корпораций по авиа- и судостроению. Предложен механизм решения проблемы финансирования стратегических, высокотехнологичных отраслей, вывода на мировой рынок продукции, соответствующей самым современным стандартам качества.
Однако проблем остается еще очень много. До сих пор нет эффективных инструментов финансового стимулирования предприятий, осваивающих новые технологии, отсутствуют необходимые налоговые преференции для инвесторов, не работают механизмы венчурного финансирования, не решена проблема защиты интеллектуальной собственности. В связи с этим за последний год произошли определенные изменения в законодательстве, вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса России, призванная осуществлять защиту авторских прав. Однако к научной практике, к вопросам технологического лицензирования и патентования эти нормы практически не относятся. Мне уже неоднократно приходилось говорить, что рамки частного права для решения проблем защиты интеллектуальной собственности очень узки. Эта проблема носит макроэкономический характер. Поэтому нужен специальный закон "О научной интеллектуальной собственности". Или хотя бы надо объединить разрозненные нормативные акты об интеллектуальной собственности в единую систему типа кодекса. Так делают во многих странах.
Еще одна точка роста - оборонно-промышленный комплекс, который всегда в нашей стране был на острие научно-технического прогресса, а сейчас активно способствует увеличению экспорта и занятости населения. Добавлю, что на долю оборонно-промышленного комплекса приходится около 70% всей производимой в стране высокотехнологичной продукции. Есть все основания утверждать, что уже в ближайшие годы вся наша оборонная промышленность, при соответствующей помощи государства, может увеличить объемы производства в четыре-шесть раз.
Между тем очень важно, чтобы уникальный опыт, полученный при производстве оружия, передавался в гражданский сектор. Потенциал ОПК должен использоваться для производства высокотехнологичной гражданской продукции. Рынок создает для этого все необходимые стимулы. Но хочу особо подчеркнуть, что речь не идет о повальной конверсии начала 90-х и пренебрежении интересами оборонки.
Перефразируя формулу одного из отцов "японского чуда" Уильяма Эдвардса Деминга, можно сказать, что трансформация экономики становится возможной только после того, как соответствующие цели превращаются в гражданскую идеологию на производстве. Другими словами, нужен активный запрос общества на модернизацию, без которого невозможно выиграть сражение за достойное место в ряду стран-лидеров ХХI века.
По материалам KM.RU