"Итак, перед вами председатель СССР", - сказал журналистам Сергей Миронов. Часть журналистского сообщества зааплодировала, другая часть озадаченно переглянулась.
Спикер Совета Федерации и глава партии "Справедливая Россия" стоял на жаре в пиджаке и галстуке. Рядом в белой рубашке с коротким рукавом примостился лидер бывшей партии "Родина" (в антирогозинском варианте) Александр Бабаков. Они вышли к прессе с закрытого собрания, на котором было создано общественное движение СССР - Союз сторонников справедливой России. Кавычки здесь не нужны - Миронов особо подчеркнул, что его движение шире партии. Он пригласил вступать в СССР всех истинных патриотов дабы "совместными усилиями вернуть в нашу жизнь справедливость".
Звучит заманчиво. Однако без бюрократии все равно не обойтись. Движение СССР создано на базе тех общественных организаций, которые "остались" от трех политических партий, что объединились в "Справедливую Россию": Партии жизни, Партии пенсионеров и партии "Родина" (без Дмитрия Рогозина). Называются - или уже в прошлом "назывались"? - эти движения соответственно "Хартия жизни", "Российские пенсионеры" и Народно-патриотическое объединение "Родина". Кроме Бабакова на собрании присутствовали лидер пенсионеров Римма Маркова и лидер "Хартии жизни" Александр Абрамов. Новые же региональные объединения СССР будут формироваться до середины 2008 года.
Нужна ли такая бюрократическая матрешка, коль скоро уже есть партия? В том, настоящем СССР, организаций беспартийных граждан вроде бы не было. Конечно, если полагать, что к тебе и впрямь сбегутся "все истинные патриоты", тогда - может быть. Но до такой наивности политики не доходят.
А если чуть более эмоционально, - то "председатель СССР" Миронов заставил вспомнить поэта Виктора Хлебникова, который в революцию 1917 года провозгласил себя Велимиром Хлебниковым, председателем Земного шара. Конечно, это сравнение "от противного", - полубезумный поэт Хлебников умер во время разрухи после гражданской войны, простудившись в придорожной канаве. Сергею Михайловичу Миронову это, будем надеяться, не грозит.
Ностальгия по советскому прошлому в нашем обществе используется в политических и торговых целях уже не один год. На прилавки периодически возвращаются те продукты, которые бывали в советских магазинах, - то плавленый сырок "Дружба", то пельмени (те самые, в красной коробке). В престижном пивном баре "Жигули" на Новом Арбате наливается "Жигулевское" пиво - правда, по сто рублей кружка - из крана, над которым торчит "марочка" с советским гербом. И это только то, что вспоминается навскидку.
И аббревиатуры советские с новой расшифровкой тоже возвращаются. Еще в начале 90-х годов Главное правовое управление президентской администрации сокращалось как ГПУ, за что Солженицын попенял неосторожным реформаторам. В недавние времена Вячеслав Игрунов назвал свою, недолго протянувшую, партию СЛОН (Союз людей за образование и науку). Уж кто-кто, а бывалый диссидент Игрунов не мог не знать, что раньше так зашифровывалась несколько другая контора - Соловецкий лагерь особого назначения. Ну, а аббревиатура АКМ (автомат Калашникова модернизированный) получила в наши дни сразу несколько новых расшифровок - неудивительно, автомат все уважают.
Теперь вот решено "приватизировать" целиком СССР. Странно, что так поздно. Умно ли?
Ностальгия по СССР - явление сложное, в нем много составляющих, и обращаться с этим следовало бы осторожно. В нашем обществе есть немало мальчиков-державников, с восторгом изучающих петлицы НКВД и машины ЗИС и сожалеющих, что Сталин не добил тех-то и тех-то. Этим людям Сергей Миронов точно не нужен. Ни в каком качестве. Хотя, возможно, некоторым из них он нужен в лагерном бушлате.
Научным сотрудникам и прочим интеллигентам, вспоминающим, как их заставляли цитировать Маркса, но и деньги на науку давали, лидер "Справедливой России", на его взгляд, наверно, нужен. Но так ли это? Все же научные сотрудники, даже и в бедности - люди европеизированные. А партия "СР", едва успев заявить себя "социал-демократической", тут же сделала упор именно на советское наследие, - в том числе и на то, от которого советская интеллигенция очень хотела отвязаться (то, что невежливо называют "совковым"). Тут и пафос вокруг цвета красных знамен, и усиленный гнев в адрес сексуальных меньшинств, - да и борьба за третий срок президента, в общем-то, из той же оперы.
Советская власть была хороша для тех простых - во всех смыслах этого слова - людей, которым в жизни ничего особенного было не надо. Кому достаточно было пить квас за три копейки, ездить на метро за пятачок, ходить в ратиновом пальто асфальтового цвета и иметь свои шесть соток. При этом не особо напрягаться на работе, - и чтобы никакой сосед не смел жировать у тебя на глазах. Этих людей тоже надо понять, они тоже имели право на свое видение жизни. Капиталистическая революция у них очень многое отняла.
Беда, однако, в том, что ни метро за пятачок, ни квас за три копейки никакой Миронов вернуть не в состоянии. И никто его в этом не "подозревает". А без этого - какой же СССР? Призыв "вернуть справедливость в нашу жизнь" слишком абстрактен, а когда он сочетается с конкретными подсчетами, сколько процентов беспартийных будет в избирательных списках "ЕР", получается и вовсе какая-тот какофония.
Вот мнение двух уважаемых людей из разных "флангов" политического спектра, высказанное "Росбалту" по данному поводу.
"Что касается движения "Союз сторонников Справедливой России", то я вижу здесь исключительно хороший, по-настоящему интересный пиар-ход, - считает заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников. - Вот именно потому, что кроме пиара за этим ничего нет. Никакое слово - ни СССР, ни другие слова великой эпохи, - не помогут второй партии власти обмануть избирателей".
Еще жестче оценил эти ходы президент аналитического центра "Меркатор" Дмитрий Орешкин. "Миронов свои задумки исчерпал, - предположил он. - У Миронова был замечательный старт, когда его выдвинули на "левую" электоральную поляну. В результате три партии он объединил, а электорат растерял и креативность не продемонстрировал".
Создавая движение СССР, Миронов пытается сыграть на коммунистических ценностях, отмечает Орешкин. "Но КПРФ - оппозиционная партия, хоть и системная, и поэтому в левом электорате она по-прежнему популярна. А Миронов - это партия левой ноги власти, продолжение риторики президента Путина об уважении к СССР. Этот так же эффективно, как пресловутая защита выхухоля".
Информационное агентство "Росбалт"