В последние годы Минатом России все чаще привлекает к себе внимание. Известно, что у этого ведомства серьезные проблемы. Множество опасных объектов должным образом не охраняется. Десятки тысяч людей подвергаются риску от возможных нештатных ситуаций, например, на таких предприятиях, как Железногорский ГХК, живут на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению. Возрастает количество ядерных отходов от гражданских и военных реакторов, условия их хранения часто не соответствуют элементарным требованиям.
Специалисты Минатома утверждают, что не жалеют средств на безопасность и экологию - просто их очень мало. Ряд программ ведомство реализует при помощи иностранцев. Так, например, современная система охраны хранилища оружейного плутония в Железногорске была построена на деньги американцев. Последний пример - заключенное 12 марта нынешнего года в Вене соглашение между Минатомом и Министерством энергетики США, по которому должны быть остановлены три российских реактора, вырабатывающих оружейный плутоний.
Относиться к такому сотрудничеству можно по-разному. По мнению "Яблока", системы безопасности ядерных объектов должны финансироваться прежде всего из внутренних источников. Полный и нераздельный контроль над ними - это вопрос национальной безопасности. А вот документ, подписанный в Вене, России выгоден. "Холодная" война закончилась, и потребность в новом плутонии отпала. В США его производство давно прекратилось, а наши реакторы до сих пор работали только потому, что одновременно обеспечивали теплом и электричеством расположенные рядом населенные пункты. По плану они должны быть остановлены до 31 декабря 2005 года, а взамен будут построены тепловые станции. Не должны остаться без работы и высвобождающиеся специалисты: предстоит большая работа по реабилитации загрязненных в результате работы реакторов территорий. Мы считаем, что большая часть средств должна направляться в бюджеты Красноярского края и Томской области для того, чтобы создать с их помощью рабочие места для сотрудников ГХК и СХК, высвобождаемых в результате остановки реакторов, выплатить компенсации пострадавшим и очистить зараженные в результате работы реакторов территории.
Однако ни для кого не секрет, что и без иностранной помощи в атомном комплексе крутятся огромные деньги. Возникает вопрос: на что же они тратятся? Ответ на него дает постановление правительства N 923, принятое в декабре 2001 года, согласно которому в ближайшие восемь лет на территории России должно быть построено порядка 10 новых атомных реакторов и начато планирование и строительство еще 50. В значительной степени это строительство должно быть профинансировано за счет потребителей электроэнергии, которую вырабатывают действующие АЭС. В тариф заложена огромная сумма - 280 миллиардов рублей.
По нашему мнению, в тарифы на электроэнергию, которую вырабатывают АЭС, должно закладываться прежде всего обеспечение ядерной безопасности, а также социальная и экологическая реабилитация пострадавших от деятельности ядерных объектов территорий. Следует переориентировать денежные потоки со строительства новых реакторов на ликвидацию последствий деятельности уже работающих. По крайней мере, на ближайшую перспективу гораздо логичнее, чтобы потребители электроэнергии оплачивали не проекты Минатома по расширению собственного бизнеса, а издержки, которые создает опасное производство.
За счет этих средств можно решить такие проблемы, как переселение людей, живущих на зараженных территориях, обеспечение их квалифицированным медицинским обслуживанием. На эти же средства Минатом может выполнить обещанные социальные программы в тридцатикилометровых зонах АЭС и реализовать аналогичные программы в зоне других радиационно опасных объектов. Средств также должно хватить на строительство хранилищ для отечественного отработавшего ядерного топлива, в том числе поступающего с атомных подводных лодок, и решение проблемы достойного финансирования всех работ в ядерно-топливном цикле на таких предприятиях, как ГХК и СХК. Сегодня работники предприятий ядерно-топливного цикла дискриминированы по отношению к сотрудникам АЭС: специалисты, выполняющие аналогичную работу, часто зарабатывают в два-три раза меньше.
Выступая в телепередаче на первом канале, министр по атомной энергии Александр Румянцев согласился с нашими предложениями, оговорив лишь, что считает необходимым достроить уже почти законченные реакторы. На практике это означает экономию в размере около пяти миллиардов долларов. "Яблоко" уже приступило к разработке необходимой законодательной базы.
Однако уже через два дня после передачи на официальном сайте министерства в Интернете появилось заявление начальника Управления по взаимодействию с органами государственной власти и информационной политике Минатома России Николая Шингарева, в котором утверждалось, что ведомство готово обсуждать судьбу лишь тех АЭС, строительство которых еще не началось. Эта позиция сильно расходится со словами его непосредственного начальника - министра, сказанными в эфире. Если министр продемонстрирует, что не является заложником Минатома, возникнет надежда на освобождение из заложников и остальных граждан России.
Сергей Митрохин
28.05.2003
Красноярский рабочий
http://www.mitrohin.ru/index.phtml?id=267