ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод" - одно из крупных предприятий, составляющих основу промышленности Удмуртской Республики, входящее в число тысячи предприятий России, удостоенных звания "Лидер отечественной промышленности".
Основная продукция предприятия - системы электропитания и светотехнические приборы для всех типов отечественных самолетов и вертолетов. Кроме авиационного электрооборудования завод выпускает аппаратуру, гидроприводы для систем ПВО и ракетной техники. В последние годы завод освоил выпуск продукции гражданского назначения -электродвигатели для различных отраслей промышленности, электрооборудование для автомобилей, промышленный электротранспорт. И это существенная доля в производстве.
В 2008 году объем только гражданской продукции превысит весь объем продукции 2004 года. Такой рост характеризует серьезный потенциал как предприятия так и его руководителя. Итак, в нашей гостиной генеральный директор ОАО "СЭГЗ"СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МУСИНОВ.
- СЭГЗ - предприятие с давними традициями. Как они вам помогают сегодня?
- Можно сказать, что наша главная традиция - и это определяет наша отрасль - качество выпускаемой продукции. Наши специалисты сохраняют преемственность традиций, в свою очередь качество продукции определяет конкурентоспособность предприятия.
В 2007 году предприятие удостоено Премии Президента Удмуртской Республики в области качества. Два вида гражданской продукции стали дипломантами конкурса "100 лучших товаров России" - новая электротележка с кабиной и серия взрывозащищенных электродвигателей.
Качество в первую очередь определяется технологическими факторами, имеющимся оборудованием и технологиями. Второй фактор - наличие современной комплексной системы управления качеством продукции внедренной на заводе, сертифицированной на соответствие требованию стандарта СРПП ВТ (системы разработки и постановки на производство продукции для военной техники). Кроме того, мы прошли сертификацию на требование международной системы менеджмента качества ISO 9001:2000, что позволяет продвигать продукцию на международный рынок.
Для выпуска высокотехничной продукции нужны подготовленные, высокообразованные кадры. И именно такие люди работают на ОАО "СЭГЗ". Завод привлекает молодые кадры из ведущих авиационных ВУЗов страны. В микрорайонах "Южный" и "Элеконд" - местах, где проживает основная масса работников завода, создана уникальная инфраструктура для отдыха и развития взрослых и детей. В тяжелые времена Дом культуры не стал торговым центром, здесь функционирует много кружков, проводятся заводские мероприятия, встречи с общественностью. В музыкальной школе проходят концерты и творческие вечера, часто концертный зал не вмешает всех желающих. Спортивный комплекс предлагает возможность заняться многими видами спорта: мужчинам - футбол, бокс, тяжелая атлетика; женщинам - шейпинг, гимнастика, фитнес-клуб; для всей семьи - плавание, теннис, волейбол и сауна. Регулярно проводятся заезды работников и их детей в заводской профилакторий. Здесь можно восстановить здоровье благодаря современному оборудованию и отличным специалистам. Забота, которую чувствуют люди со стороны предприятия, возвращается качеством их работы и теплотой отношений в коллективе.
- Как СЭГЗ преодолел кризис 90-х годов?
- Специфика авиационного электроприборостроения определила создание уникального комплекса основного и вспомогательного производств. Система приемки продукции, сложившаяся в отрасли, ориентировала нас на выпуск только самой высококачественной продукции. Естественно, когда оборонный заказ в годы реформ снизился почти до нуля, мы перешли к активному освоению продукции гражданского назначения (благо такой опыт у нас уже был). Это помогло нам продержаться в тяжелые годы, и сегодня мы имеем свободу маневра: рынок авиационного оборудования растет, мы прочно освоили гражданскую нишу, так что завод сегодня активно осваивает перспективные направления. Предприятие реализует несколько крупных инвестиционных проектов, что дает рост объемов производства.
- Какие надежды вы связываете с возрождением российского авиапрома?
- Мы остаемся поставщиком комплектующих для авиастроительной отрасли, поэтому думаю, что стоит рассказать о перспективах в рамках этого направления. В последний год наша отрасль активно развивается, и тому есть предпосылки. Россия - это огромная страна, и связать такую территорию в единое экономическое пространство может только авиация. Самолетный парк, созданный в советский период, сокращается, и уже есть дефицит провозных мощностей по отдельным типам летательных аппаратов.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г." создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Она призвана объединить возможности наших КБ и авиапредприятий по созданию конкурентоспособных самолетов.
В планах руководства ОАК - к 2025 году авиастроительным предприятиям необходимо произвести гражданских, военных и специальных транспортных самолетов на сумму 250 млрд долларов. К концу первой четверти XXI века планируется ежегодно изготовлять 300 пассажирских и около 100 транспортных самолетов. К примеру, с 1993 по 2006 годы стапели авиапредприятий покинули 36 гражданских самолетов, в основном заложенные еще в советское время.
Объем госзаказа также увеличится в несколько раз и достигнет 100 самолетов различных типов для российских ВВС ежегодно.
Для нашего предприятия это означает значительный рост выпуска продукции, так как в комплектации каждого лайнера, таких как "Ил", "Ту" или "МиГ", используется до 30 наименований нашей продукции - от фар и навигационных огней до электрогенераторов и электронных блоков.
На авиасалоне МАКС-2007 стенд ОАО "СЭГЗ" был представлен в составе экспозиции вновь созданного концерна "Авионика". Концерн будет определять дальнейшие ориентиры в работе предприятий, занимающихся поставкой электрооборудования для отечественной авиации. Думаю, эта целенаправленная государственная политика по развитию отечественной авиации и станет основой перспективного развития Сарапульского электрогенераторного завода.
- Как вы сочетаете работу на оборонку и выполнение гражданских заказов?
- Разумная и правильная стратегия на сегодня - это диверсификация производства. Когда предприятие использует потенциал не в одном направлении, а развивает несколько самостоятельных направлений деятельности. Работа в нескольких сферах - залог стабильности. К примеру, сейчас на заводе активно идет освоение и производство комплектующих для российских автомобилей наряду с уже налаженным выпуском ряда изделий для вазовского модельного ряда. Подписан долгосрочный контракт с международной корпорацией OTIS (мировым лидером производства лифтового оборудования) на поставку электродвигателей к лифтовым лебедкам. И это лишь часть той деятельности, в которой проводятся масштабные перемены. В этом году нами приобретено высокоточное и высококачественное немецкое оборудование, с помощью которого мы планируем запустить несколько проектов по освоению новых групп изделий.
Сегодня можно уверенно говорить, что более трети выпускаемой продукции на заводе - это изделия гражданского назначения, что уже немало для предприятия, ориентированного на продукцию для авиации и военной техники. За короткий промежуток времени мы сумели сориентироваться на товарные рынки гражданского назначения. При этом при выпуске гражданской продукции завод сохраняет традиционно высокое качество, характерное для основной продукции завода - авиационного оборудования.
- Какова кадровая политика СЭГЗ?
- Главное богатство завода - люди. И основным достижением я считаю тот факт, что работать на заводе становится престижно. Сейчас молодые люди после окончания института охотно идут на завод, работают в цехах и отделах, приумножая интеллектуальное богатство производства, претворяя в жизнь новые идеи, реализуя перспективные проекты. 40 процентов работников завода - до 35 лет. Среди начальников цехов этот показатель более 50 процентов. Согласитесь, разительное отличие от ситуации 90-х годов. Конечно же, не могу не сказать о появившейся стабильности в жизни заводчан. Рост объемов производства дал стабильную выплату зарплаты, ее рост, уверенность в завтрашнем дне.
- Какую маркетинговую политику проводит сегодня СЭГЗ?
- Принимая решение об освоении новой продукции, мы ставим себе цель занять лидирующие позиции на российском рынке. И это нам во многом удается. Мы заняли прочное положение на рынках автомобильного электрооборудования, электродвигателей во взрывозащищенном исполнении и для лифтовой техники, электротранспорте.
Рынок научил нас - только востребованная продукция будет иметь сбыт. И ради этой востребованности работают все службы предприятия - техническая, производственная, коммерческая. Постоянно ведется работа с потребителями, торговыми компаниями, реализующими нашу продукцию. Расширение рынков сбыта невозможно без обновления номенклатуры, а значит, затрат на НИОКР, переоснащение.
Предприятие сегодня реализует несколько крупных инвестиционных проектов, что обеспечивает рост объемов производства не на один год. К примеру, проект по освоению и выпуску электродвигателя рулевой колонки для автомобилей ВАЗ "Приора" и "Калина" обеспечит объем производства в 600 млн рублей. Другой наш проект связан с освоением ряда электродвигателей для лифтового оборудования по заявке одной транснациональной корпорации. Этот проект тоже даст неплохой доход предприятию и занятость заводчанам.
- Сарапульский электрогенераторный завод - градообразующее предприятие...
- Да, и ОАО "СЭГЗ" вносит свой вклад в экономику города и республики: за 2007 год объем составил 2,4 млрд рублей, налоговые платежи в бюджеты всех уровней более 660 млн рублей, или 150 тысяч рублей на одного работающего. Сегодня каждый десятый рубль в бюджете города - заводской. Я думаю, в этом и состоит социальная ответственность бизнеса.
Сегодня можно сказать, что есть портфель заказов на несколько лет вперед, что позволяет Сарапульскому электрогенераторному заводу уверенно смотреть в будущее.
23.01.2008
www.izvestiaur.ru