28 июля 2005
1583

Сергей Нарышкин: Административная реформа пошла по кругу

Руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, сменивший на прошлой неделе вице-премьера Александра Жукова на посту председателя правительственной комиссии по проведению административной реформы, вчера впервые публично сообщил о новых этапах этой реформы. Свою работу господин Нарышкин собирается начать с "хорошо забытого старого": он пообещал отобрать излишние функции у ГИБДД и увеличить число заместителей министров.

Ход административной реформы и объем проделанной работы Сергея Нарышкина "полностью устраивают". Впрочем, странно было бы услышать что-то другое от человека, который в последнее время фактически возглавлял работу комиссии, занимающейся этой реформой. "Замена руководителя комиссии не связана с серьезными обстоятельствами. Мне приходилось вести почти половину всех заседаний комиссии: вице-премьер Александр Жуков у нас один, и нагрузка на него большая",-- объяснил отставку своего предшественника Сергей Нарышкин. Собственно, излишняя нагрузка на членов правительства -- прямой результат административной реформы. Однако облегчать им жизнь господин Нарышкин не собирается. Вчера он сообщил, что вопрос о дополнительных вице-премьерах в правительстве подниматься не будет.

Зато Сергей Нарышкин пообещал в ближайшие недели увеличить число заместителей министров до трех человек, введя должность заместителя министра, статс-секретаря. Аппаратная проблема состоит в том, что правом согласовывать министерские документы с начальниками департаментов наделены только замминистра. До административной реформы в некоторых министерствах их число доходило до 18, например в Минэкономразвития. После сокращения числа замминистров правительственный бумагооборот застопорился. Больше всего страдает министр экономического развития Герман Греф, постоянно опаздывающий с подготовкой даже первостепенных документов. Последнее опоздание -- срыв сроков подготовки федеральных целевых программ, без которых в Минфине не успевают вовремя рассчитать бюджет-2006.

В правительстве говорят о необходимости увеличения числа замминистров давно. Сергей Нарышкин впервые обещал решить проблему за несколько месяцев еще зимой. И вчера объяснял задержку развернувшимися "творческими спорами о квалификационных требованиях к статс-секретарям". Решено, что новый замминистра окажется равным по статусу другим заместителям и помимо статс-секретарских обязанностей на него будет переложена часть текущих дел, которыми занимаются действующие замы. Однако из слов господина Нарышкина можно было понять, что успех в лоббировании этого вопроса принадлежит военным. Сейчас в Белом доме ждут появления указа президента (он уже лежит на столе у Владимира Путина) о введении должности статс-секретаря в силовых министерствах. После этого аналогичное постановление для гражданских министерств подпишет и премьер Михаил Фрадков.

Одними косметическими мероприятиями по приведению правительства в работоспособный вид господин Нарышкин не ограничится. Как любой новый начальник, он собирается начать с ревизии уже сделанного прежним руководством. Заметим, что о провале административной реформы говорят не только отечественные эксперты. Накануне отставки Александра Жукова Всемирный банк и Организация экономического сотрудничества и развития опубликовали доклад о провалах почти всех реформ российских властей, в том числе и административной. Основной вывод доклада: "Слабость, неэффективность и коррупция всех правительственных подразделений -- главное препятствие для прогресса в проведении реформ в России". В августе, пообещал Сергей Нарышкин, на заседании комиссии по административной реформе будет заслушан анализ концепции реформы.

Вчера он предварил это обсуждение выводом о том, что "глобальное переустройство органов исполнительной власти и деление их на три категории -- госрегулирование (эта функция возложена на министерства.-- Ъ), госконтроль (федеральные службы.-- Ъ) и госуслуги совместно с управлением имуществом (федеральные агентства.-- Ъ) -- себя оправдало". Проблемы взаимоотношений министров, которые после административной реформы лишились права свободно управлять финансовыми ресурсами, с руководителями агентств, которые эти ресурсы получили, Сергей Нарышкин прокомментировал так: "система еще должна приработаться", так как "конфликт в нее заложен специально, как двигатель".

Сергей Нарышкин пообещал в работе комиссии во втором полугодии 2005 года "сместить акцент в сторону изменений, которые должно на себе почувствовать население". Будет подготовлено около 50 типовых регламентов по оказанию госуслуг. По традиции господин Нарышкин собирается начать с самых социальных областей. На первом месте стоит типовой регламент по регистрации транспортных средств. По подсчетам руководителя комиссии, этой госуслугой в год пользуются до 100 тыс. человек. Затем будут подготовлены регламенты по медико-санитарной экспертизе (около 1 млн пользователей) и приему и регистрации налоговых деклараций. Регламенты должны будут облегчить жизнь гражданам и усложнить ее чиновникам. Прежде всего это коснется транспортной инспекции, которая, по данным Сергея Нарышкина, обладает дублирующими с ГИБДД функциями весового контроля на дорогах. Эту функцию отдадут ГИБДД. Зато заберут другую: 25 ноября 2005 года Сергей Нарышкин пообещал рассмотреть вопрос об упрощении процедуры техосмотра автомобилей. Для этого, по его словам, будут подготовлены поправки в законы о безопасности дорожного движения, о милиции и ОСАГО, "с тем чтобы сократить объем техосмотра, упростив его процедуру". Напомним, что эту идею в правительстве начали обсуждать в 2003 году, еще при первом руководителе комиссии по административной реформе Борисе Алешине. Между тем, по данным опросов, проведенных фондом "Индем", взяткоемкость взаимоотношений граждан с ГИБДД прежде всего по поводу техосмотров не снижается: в среднем по России она выросла с 896 рублей в 2001 году до 920 рублей в 2005-м.

Газета "КоммерсантЪ" No 138(3222) от 28.07.2005

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован