04 октября 2004
3041

Сергей Нарышкин: `Братушки` по расчету

У России и Болгарии пока не получается перейти на прагматичные отношения
Некогда братские Россия и Болгария, похоже, решили попробовать вспомнить былое и возобновить сотрудничество -- правда, уже на иных принципах, целиком основанных на прагматизме, равноправном партнерстве и взаимной выгоде.

В конце прошлой недели очередную попытку увидеть друг в друге выгодных партнеров предприняли участники заседания российско-болгарской межправительственной комиссии. Ее российскую часть возглавил Сергей Нарышкин, назначенный после отъезда в Ростов Дмитрия Козака главой аппарата правительства -- министром РФ. Поездка в Софию стала первым выездом г-на Нарышкина за рубеж в новой должности.

В России уже успели подзабыть болгарские консервы, вина, продукцию легкой, табачной промышленности. Болгария в начале 90-х годов потеряла российский рынок. Мало того, что к нам пришли более сильные игроки, сами "братушки" сдавали позиции почти без боя. Их взоры были устремлены исключительно на Запад. 90-е годы стали "десятилетием упущенных возможностей" в отношениях России и Болгарии, признал в ходе одной из поездок в Москву пару лет назад вице-премьер, министр транспорта Болгарии Николай Василев.

Толчком к тому, чтобы вспомнить наконец все доброе и значимое, что было в российско-болгарских отношениях, стал визит Владимира Путина в Софию в марте 2003 года -- первый для российских президентов с 1992 года. Время для воспоминаний было выбрано самое удачное. Тогда Болгария праздновала 125-летие освобождения от османского ига. Роль России в этом судьбоносном для болгар событии была, как известно, определяющей.

Однако праздник прошел, а проблемы остались. Причем многие из них не решаются годами. Например, уже с десяток лет обсуждается вопрос строительства нефтепровода из болгарского порта Бургас в греческий Александропулос. Предполагается, что этот нефтепровод должен свести к минимуму трудности, связанные с транспортировкой российской нефти через Босфор. Однако до сих пор нет окончательного технико-экономического обоснования (ТЭО). Проект интересен России, но конкурентоспособным он станет только тогда, когда Болгария (и Греция) предпримут "меры поддержки, в том числе тарифной и нетарифной", сказал Сергей Нарышкин. Пока, похоже, о таких мерах договориться не удалось. Кроме того, дискуссия ведется вокруг пропорций участия в строительстве нефтепровода каждой из сторон. По словам г-на Нарышкина, труба потребует инвестиций в объеме около 700 млн долл. И "инвестиции должны быть с трех сторон", отметил он.

Помимо "нефтепроводного" интереса к Болгарии у отечественных компаний есть виды на энергетические объекты страны. Так, РАО "ЕЭС" присматривается к трем крупным ТЭЦ ("Варна", "Руссия", "Бобов Дол"), которые вскоре должны приватизироваться. "Возможности участвовать в приватизации со стороны российских фирм большие, и мы встретим их с удовольствием", -- заверила членов российской делегации вице-премьер, министр экономики Болгарии Лидия Шулева. Она же сообщила, что в перспективе Болгария будет продавать предприятия морского и речного судоходства. Наверное, с не меньшим удовольствием Болгария встретит российские компании, которые изъявят желание участвовать в тендере на строительство новой АЭС "Белене". Впрочем, никаких преференций не будет. По словам Лидии Шулевой, строить станцию будет тот, кто предложит лучшую стоимость вырабатываемой электроэнергии и лучшую систему безопасности.

В ходе заседания межправительственной комиссии обсуждалась и проблема огромного дисбаланса во взаимной торговле в пользу России. По итогам 2003 года Россия и Болгария наторговали на 1,5 млрд долл. (на 25% больше, чем годом ранее). При этом положительное сальдо России за счет поставок энергоносителей составляет в последние годы в среднем 1 млрд долл. Понятно, что Болгарии уравнять положение нечем. Впрочем, г-жа Шулева предложила обеспечить болгарским компаниям-экспортерам, как она выразилась, "недескриминационный доступ" на российский рынок. Речь идет, как пояснили корреспонденту "Времени новостей" в российской делегации, чуть ли не о равном участии болгар в тендерах, проводимых государством с целью обеспечения госзакупок.

Коллег по переговорам пришлось разочаровать: российское законодательство предусматривает в этой сфере приоритет отечественных производителей. Также болгарской стороне дали понять, чтобы она не питала особых надежд на возврат более 700 вагонов из так называемого обменного фонда, посредством которых грузы перевозились в советское время на пароме Варна--Ильичевск (Украина). Во-первых, как сообщил журналистам г-н Нарышкин, вагоны скорее всего находятся не в России, а на Украине, а во-вторых, болгарская сторона не может предоставить их номера. Зато Сергей Нарышкин обещал рассмотреть просьбу о доступе болгарских авиаторов к перевозке российских туристов на болгарские курорты. Ответ вполне может быть дан уже через пару недель. Визитом в Софию месячник российско-болгарской дружбы продолжит премьер Михаил Фрадков.

Михаил ВОРОБЬЕВ

ИД "Время"

04.10.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован