28 июля 2005
1189

Сергей Нарышкин: `Матрешкин` двор

Вместо идей и партий в России конкурируют между собой бюрократы
Свежеиспеченный руководитель правительственной комиссии по административной реформе -- руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин дебютировал на новом поприще. После заседания комиссии он вчера дал первую пресс-конференцию в новом качестве. И убедил всех, что нового качества административной реформы в России ждать не приходится.

Главный аппаратчик кабинета министров признал, что "матрешечная" структура правительства "министерство -- федеральное агентство -- федеральная служба" создает почву для постоянных конфликтов. Но при этом не признал, что именно искусственно созданная бюрократическая конкуренция внутри министерств вкупе с откровенно подчиненным положением кабинета министров по отношению к Кремлю привела к тому, что правительство Михаила Фрадкова уже полтора года не в состоянии ни сформулировать никакой внятной политики, ни проводить ее.

Впрочем, есть в административной реформе и положительные моменты. Например, в понедельник удалось договориться о прекращении самостоятельного существования транспортной инспекции и передаче ее в ГАИ. Отныне, как обещает г-н Нарышкин, внутри России на дорогах не будет постов с весами. Комиссия по административной реформе пытается максимально упростить проблемы с прохождением техосмотра транспортных средств. Сергей Нарышкин сказал, что 25 ноября на заседании правительства будут рассмотрены поправки сразу в три закона -- "О милиции", "Об ОСАГО" и "О безопасности дорожного движения".

Комиссия Нарышкина сделала еще одно полезное дело: провела инвентаризацию государственных учреждений и унитарных предприятий. С ее подачи из 19 тыс. госучреждений "в живых" у государства останутся 10 тыс., а из 6,5 тыс. унитарных предприятий -- 1,05 тыс. Остальные попадут либо под ликвидацию, либо под приватизацию. Правда, спешить с приватизацией не будут -- на этот процесс отводится до трех лет.

Одно из самых спорных административных решений -- деление на министерства, агентства и службы -- Сергей Нарышкин вчера назвал "достойной идеей". Он считает создание агентств и служб внутри министерств концептуально правильным, хотя и не скрывает, что во взаимоотношениях между министерствами и агентствами много проблем. "Мы не привыкли так работать, -- пояснил г-н Нарышкин. -- Министры, безусловно, до сих пор хотят иметь полный объем полномочий. Им удобнее было бы забрать агентства под себя". Однако г-н Нарышкин считает этот путь самым простым. "Необходимо, чтобы принципы устоялись, -- сказал он. -- На мой взгляд, не стоит нарушать сейчас систему. Хотя дискуссии на этот счет идут".

О наиболее ярких конфликтах между некоторыми министрами и руководителями агентств (журналисты сразу вспомнили историю министра культуры Александра Соколова и подавшего на него иск за клевету главу Федерального агентства по кинематографии Михаила Швыдкого) г-н Нарышкин отозвался предельно дипломатично: "Не исключаю и субъективный фактор". Что же касается принципов, то, по мнению г-на Нарышкина, "рабочий конфликт (между министерствами и агентствами. -- Ред.) заложен специально". Этот конфликт, по словам главного административного реформатора, "является определенным двигателем" и "в целом помогает работе". В общем, подытожил г-н Нарышкин, "это не искусственное разделение".

Единственная перемена в структуре правительства, о которой, кстати, давно известно, -- это возвращение в министерства постов статс-секретарей в ранге заместителей министров. Президентский указ на сей счет должен появиться в ближайшее время. А то, что он не появился раньше, г-н Нарышкин объяснил затянувшимися творческими дискуссиями о квалификационных требованиях к этой категории чиновников и о процедуре назначения. Зато вице-премьеров в ближайшее время больше не станет. "По крайней мере мне об этом ничего не известно", -- сказал г-н Нарышкин.

Увы, действительность опровергает умеренный оптимизм главы аппарата правительства. В демократическом государстве само правительство должно возникать как следствие конкуренции -- в результате победы тех или иных политических сил и стоящих за ними идей на выборах. Зато никакой внутренней конкуренции внутри кабинета быть не должно -- это команда единомышленников, реализующая определенную программу. В России пока все наоборот: разделение функций в рамках административной реформы привело к тому, что министры не могут контролировать свои федеральные агентства и службы, которые, в свою очередь, распоряжаются министерскими бюджетами. Правительство в России не политическое (тогда бы оно состояло из одних единороссов) и не техническое (тогда бы оно состояло из независимых специалистов). Ключевые экономические решения принимаются не в кабинете министров, а в кремлевских кабинетах. А вся административная реформа сводится к встречным искам министра и главы агентства (до сих пор в России подчиненные и министры друг с другом не судились) да к борьбе за количество ставок заместителей министров.

Вера КУЗНЕЦОВА, Иван ГОРДЕЕВ

ИД "Время"

28.07.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован