Нынешняя сессия Генеральной Ассамблеи развеяла надежды на быструю реформу Совета Безопасности, - с сожалением констатировал Секретариат Организации Объединённых Наций. В своих выступлениях многие национальные лидеры обращали внимание на необходимость трансформации, которая должна справедливо перераспределить власть "великих держав". Именно они обладают в Совбезе правом вето. На реформе Совбеза настаивают все, но никто не знает, как именно её проводить, - заключают ответственные чиновники Организации.
Вопрос о расширении Совета Безопасности был поставлен ребром в прошлом году так называемой "группой четырёх". Формально объединившись, Германия, Япония, Индия и Бразилия настойчиво потребовали себе постоянного статуса в рамках Совета. Ими же были предложены сразу два варианта реформы, предполагающих представительство всех традиционных региональных зон планеты и расширение состава Совбеза до 24-х мест. Однако вопрос, давать ли "новичкам" право вето, и если давать - то кому конкретно, так пока и остаётся без ответа.
Помимо всего прочего, у проблемы есть и психологический аспект, отмечает директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев.
"Где критерий, который разделяет две успешные страны, обладающие высокими потенциалами, весомость мнения которых велика. Почему одна из них окажется в Совете Безопасности, а другая нет? Надо продумать схемы, попросту говоря, не задевающие достоинство стран".
Возможно, Совет Безопасности устроен действительно несправедливо. В нём либо вообще не представлены, либо лишены решающего голоса современные страны-гиганты вроде той же Бразилии или Японии. С другой стороны, в Совбезе - при решении проблем войны и мира - доминируют как раз те государства, которые занимают лидирующие позиции в промышленном развитии и, прежде всего, в военной области.
Необходимо соблюсти баланс между справедливостью и ответственностью, считает политолог Денис Драгунский.
"Реформа Совета Безопасности должна быть именно реформой. Не просто введением в него двух, трёх или десяти новых членов. Этого не достаточно. Нужно, наверное, полностью сменить всю систему принятия решений по международной безопасности. Сбалансировать её по-другому, по-другому отрегулировать".
Так или иначе, по мнению официальной Москвы, важны два принципиальных момента. Во-первых, реформа Совета Безопасности должна повысить эффективность ООН, а во-вторых, получить максимально широкую поддержку.
И. Силецкий
26.09.2006
http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q=9919&p=26.09.2006